За последние 5 лет на Полесье пересохло целое водохранилище — Днепро-Брагинское. В народе его называют Лоевским морем. Огромная ирригационная система, построенная в советское время, в запустении. Полешуки бьют тревогу. Во сколько обойдется реанимация моря? И стоит ли это делать?
…Когда-то здесь плескались волны. Теперь в талых лужах редкую рыбу вылавливают вернувшиеся с юга птицы. Возможно, это их последняя весна на умирающем Лоевском море. Воды здесь нет, объект постепенно зарастает лесом. Владимир Атрощенко из поселка Победитель делится воспоминаниями прямо у колодца:
— В девяностые и нулевые это была известная точка на карте страны, сюда ехали рыбаки из Гомеля и Минска. Водохранилище кормило и деревенских. Рыба и уха — основные блюда на столе. Теперь не то что рыбы — воды нет. Посмотрите мой колодец. На несколько метров упал уровень грунтовых вод. Верхушки деревьев сохнут.
Днепро-Брагинское водохранилище построено в 1987 году. Площадь — 9,5 квадратного километра. В соответствии с проектным решением этой водой можно орошать 18,5 тысячи гектаров. Однако сразу после строительства появились проблемы по наполнению каналов и транспортировке воды на поля. Ошибки в проектировании должна была исправить реконструкция. Неожиданно СССР развалился, и денег на такие проекты не стало. Лоевское море из ирригационного объекта превратилось в водоем для рыбалки и отдыха. Главные проблемы начались десять лет назад, рассказывает лоевчанин Николай Анисовец:
— В последние 10 лет водохранилище стоимостью в 13 миллионов советских рублей не пополняется водой и умирает.
Сегодня уровень грунтовых вод в регионе на 1,5 — 2 метра ниже, чем в 1990-е годы. Исчезает вода в сельских колодцах. Массово засыхают леса: сосна, осина, береза, происходит опустынивание региона.
Житель Лоева Станислав Кобылянский 33 года проработал спасателем. Возглавлял отделы ЧС в Лоевском и Брагинском районах. Он уверяет, что местные, некогда болотистые земли сегодня как порох:
— До осушения здесь было 4.000 гектаров болот, осталось 70 гектаров. Это были аккумуляторы влаги, а теперь — сухие торфяники. Где собираться воде? Водохранилище, даже если оно построено с определенными ошибками, было таким резервуаром. Потом прекратили подкачку воды — сэкономили. Теперь, чтобы его возродить, необходимо в разы больше средств.
Проблемная тема давно на контроле областных властей. Проведен анализ урожайности основных сельхозкультур, возделываемых в зоне действия водохранилища. Начиная с 2015 года (когда объект был заполнен) по 2018-й урожайность зерновых культур в среднем по Лоевскому району уменьшилась на 2,7%, а урожайность кукурузы на зеленую массу увеличилась со 118,3 ц/га до 214,6 ц/га. Серьезного влияния водохранилища на эти процессы не отмечено.
Более того, связи заполнения «моря» с уровнем грунтовых вод пока не выявлено, зато есть закономерность между количеством воды и объемами затрат, привел цифры первый заместитель председателя Гомельского облисполкома Геннадий Соловей:
— По данным «Гомельмелиоводхоза», суммарные затраты на обеспечение наивысшего проектного уровня воды и функционирования водорегулирующих сооружений составят 4,2 млн рублей. В последующие годы для заполнения водохранилища ежегодно потребуется не менее 1,6 млн рублей. Это очень серьезные суммы. Гомельским облисполкомом совместно с заинтересованными службами прорабатываются варианты использования водохранилища и его гидротехнических сооружений, в том числе и для создания рекреационной зоны.
Так что вместо моря будет лес с озерцом. Хотя, возможно, не стоит торопиться, а попробовать спасти водохранилище с помощью привлечения международных экологических организаций? Влить в него жизнь через внебюджетные источники. Тоже вариант…
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки на первоисточник.