В Гомеле на улице Котовского растёт царь-ёлка. Ей более 100 лет

В Гомеле на улице Котовского растёт царь-ёлка. Ей более 100 лет

31.12.2021 в 22:05
Дарья Моложавская, фото автора, "Гомельские ведомости"

С жительницей улицы Котовского Любовью Долговой встречаемся поодаль от жилого дома. Отходим всё дальше и дальше, чтобы в объектив фотоаппарата поместилась огромная ель, растущая в её дворе. Шикарное дерево словно из сказки попало на улицу большого города. 

Сегодня сложно кого-то удивить ёлкой. В XXI веке для празднования Нового года каких только не придумали: живые, искусственные, всех цветов радуги, из пластика, дерева, железа и даже из мельчайших пикселей, превративших символ праздника в огромный экран. И всё же ёлка, растущая на улице Котовского в Гомеле, удивительна. Во-первых, это просто красиво, когда малоэтажную застройку частного сектора, как будто с самых облаков, круглый год украшают раскидистые еловые лапы. Во-вторых, поражают размеры дерева, каких мало в современном городе, зажатом проводами и трубами. Любопытна и его история.

– Палладий Степанович Костенецкий – мой дед – приехал в Гомель из Украины, – рассказывает Любовь Михайловна. – Здесь, в Залинейной части города, построил дом. У них с бабушкой родились четыре дочки: Галина, Антонина, Евгения и моя мама – Лариса. С появлением каждой из девочек дедушка высаживал ель. Все четыре дерева хорошо прижились и с каждым годом становились всё больше и больше. 

Любуюсь величественной ёлкой, но не могу представить, как здесь помещались четыре, учитывая нынешнее расположение домов, заборов и электрических столбов. 

– Тогда у всех были очень большие огороды, – объясняет жительница соседнего дома Лилия Капустина. И ориентирует меня на какие-то очень далёкие насаждения. – Во-о-о-он до тех кустов и деревьев. Но потом участки всем обрезали, посчитали, что на одну семью это очень много. Видите детский сад? Это как раз была земля наших соседей. Поэтому всем ёлкам было достаточно места.

По словам внучки, места хватало ещё десяткам деревьев. Дедушка Палладий был заядлым садоводом-огородником. Груши, яблоки, черешня – чего только у него не росло. 

– Таких яблок, как у наших соседей, ни у кого не было, – вспоминает и соседка Лилия Яковлевна. – Помню, выйдет дедушка рано утром с корзиной ароматных наливных фруктов и высыплет их в угол двора. А детей в округе тогда много было! Мы, как саранча, на те яблоки налетим, ни одного не оставалось! Помнится ещё, что в доме Костенецких было парадное полукруглое крыльцо. А в комнате стоял рояль, на котором играла их бабушка. 

Когда земли стало мало, некоторыми деревьями пришлось пожертвовать. Плодовые постарались сохранить, место освободили за счёт ёлок. Но одну Палладий Степанович всё же сохранил.

– Кажется, это дерево старшей из сестёр – тёти Гали, – вспоминает Любовь Михайловна. – Сейчас уже никого из них нет. Если посчитать, что моя мама 1912 года рождения, то этой ёлке будет больше ста лет. 

«Когда во время войны моего дедушку Палладия с детьми немцы угнали в Германию, эта ёлка уже росла. На чужбине семья работала на немецкого фермера. После войны они вернулись. Город был разрушен, а дерево уцелело, оно как будто ждало их. Ёлка пережила войну, а может, и революцию…» – рассказывает жительница улицы Котовского Любовь Долгова.

Через зимний хмызняк пытаюсь пробраться к дереву и хоть как-то его измерить. Получается не очень. Чтобы обхватить ствол, покрытый живописным зелёным мхом, моих объятий явно не хватает, требуется ещё один человек. Высоту на глаз посчитать ещё труднее. Предполагаю, что много лет назад такая ёлка во дворе была хорошим подспорьем к Новому году – всегда есть что украсить.

– Даже когда я была маленькой, она уже была огромной, – смеётся Любовь Михайловна. – До веток не достать, украсить невозможно.

Впрочем, и без искусственных нарядов ёлка чудо как хороша. Хозяйка, немного переживая за безопасность такого соседства, не скрывая улыбки, делится:

– Зимой на ветках красиво лежит снег – прямо как в сказочных лесах. А летом дерево превращается в настоящее птичье общежитие. Ты можешь никого не видеть, только ветки ходуном ходят, а щебет и треск от него стоит на всю округу! 

– Это дерево нам уже как родное, – улыбаясь, добавляет соседка Лилия Яковлевна. – Каждый раз, когда выходишь из троллейбуса и идёшь уставший, вдруг впереди видишь ёлку. Даже идти легче становится. Ведь это значит, что ты уже дома. 

Метки:

Обсуждение