В городе идёт полная реконструкция пешеходных подходов и переходов по улице Советской в районе остановки «Горэлектротранспорт». Проект реконструкции был доработан совместно с ОО «БелТИЗ». Это ещё один шаг к созданию комфортных условий передвижения для незрячих в Гомеле.
Строительные работы на отрезке около 700 метров напротив «Горэлектротранспорта» ведёт ДСУ № 17 города Гомеля. Рабочие убирают старую плитку и укладывают специальную – тактильную. Она двух видов: направляющая и в «пупырышки» – предупреждающая. Направляющая – первая и пока единственная в нашем городе. Жёлтая узкая полоска вдоль тротуара будет «вести» незрячего по нужному ему направлению. Её уже протестировала инвалид по зрению Наталья Солохина.
– Это хорошо, что в этом районе для слабовидящих людей укладывают именно наземные указатели не только с предупреждением, но и с направлением. Для нас это ещё один дополнительный шаг к самостоятельности, – говорит Наталья. – Я сама могу без сопровождающего передвигаться в пространстве. Плитка имеет рифлёную, шероховатую поверхность, которая обладает хорошим противоскользящим свойством, позволяет не опасаться за свою безопасность.
На данном участке улицы Советской реконструкции подвергнется и сама проезжая часть. Прямо посередине автомобильной дороги будут оборудованы островки безопасности – прямоугольники из тактильной плитки шириной метра полтора-два.
– Этих островков будет несколько в районе пешеходных переходов. Они предназначены для безопасного перехода улицы, – комментирует мастер строительно-монтажных работ ДСУ № 17 Александр Тимошков.
Кроме того, пешеходный переход переносится и станет более удобным. Подъезд к магазинам будет сделан так, чтобы ничто не мешало передвижению незрячих.
Работы планируется закончить ко Дню города. Изменения, безусловно, помогут незрячим более комфортно и свободно передвигаться по обустроенным пешеходным зонам.
Как отметил председатель Гомельской областной организации ОО «БелТИЗ» Александр Болдуев, говорить о полном комфорте в городе пока не приходится. Тем не менее, много сделать удалось, власти идут навстречу.
– Сегодня в городе для людей с ограниченными возможностями доступны многие объекты, сдаются в эксплуатацию жилые комплексы с элементами безбарьерной среды, – говорит Александр Иванович. – Об этом свидетельствует наш последний мониторинг новостроек и придворовых территорий в районе Шведской Горки, проспекта Речицкого. На пешеходных дорожках уложена предупреждающая тактильная плитка, пандусы оборудованы двухсторонними поручнями, автостоянки обозначены знаками для инвалидов, подходы к детским площадкам также обозначены тактильными указателями, лифты оборудованы предупреждающими элементами, набор цифр в лифтах дублируется шрифтом Брайля. В июле в 104-м микрорайоне открыл свои двери ясли-сад № 50 с элементами безбарьерной среды.
Однако многое сделать ещё необходимо. Это касается и передвижения на автобусах и троллейбусах. Ведь сориентироваться в направлении следования маршрута самостоятельно незрячему практически невозможно.
– Доходишь до остановки, стоишь, мимо идёт и идёт транспорт, – продолжает Александр Болдуев. – Незрячие вынуждены кричать: «Какой номер, какой номер?» Важно, чтобы при каждой остановке общественного транспорта на остановочном пункте с речевых информаторов автобусов и троллейбусов доносилось не только название остановочного пункта, но и номер маршрута. Такой опыт уже имеется в некоторых городах Беларуси. Совсем недавно разработали мобильное приложение для колясочников, которое позволяет следить за автобусными и троллейбусными маршрутами. Но оно не подходит для инвалидов по зрению. Желательно его доработать, озвучить.
Александр Болдуев подчеркнул, что необходим единый подход в части создания комфорта и безбарьерной среды для инвалидов и физически ослабленных лиц. Стандарты должны выполняться и максимально соблюдаться. Особенно это касается архитектурных норм и стандартов безбарьерной среды.