Шляпник и Коломбина: как художник из Жлобина Анна Донец оживляет статуи

Шляпник и Коломбина: как художник из Жлобина Анна Донец оживляет статуи

13.08.2019 в 10:31
Карина Тимофеева, фото автора, "Гомельские ведомости"

Руководитель творческой мастерской Living Doll Анна Донец из Жлобина вместе с сыном Вадимом более десяти лет создают живые статуи, которые с завидной регулярностью покоряют не только отечественные, но и европейские площадки. Получив заветный номер телефона уникального умельца, корреспондент «В» отправилась в райцентр, дабы воочию убедиться: дело мастера боится.

Шляпник и Коломбина: как художник из Жлобина Анна Донец оживляет статуи

Уже знакомы со стимпанком

На перроне меня встретила миловидная женщина – гостеприимства Анне Донец не занимать:

– С дороги вы наверняка устали, – обратилась она ко мне. – Думаю, приготовленный обед будет как раз кстати.

Мысли о предстоящей трапезе овладели сознанием. Впрочем, уже через мгновение цель визита взяла надо мной верх. Разговорившись, узнаю, что сын собеседницы Вадим уже попадал в объектив фотографа нашей редакции: несколько лет назад «бронзовый» юноша в образе стимпанка возвращался с очередного мероприятия и был замечен бдительным журналистом на проспекте Ленина.

…Изрядно подкрепившись и поблагодарив женщину за радушный приём, перехожу к словесному «наступлению». 

Краски, кисти, два крыла

Как оказалось, родилась Анна в деревне Жгуно-Буда Добрушского района. Задатки к творчеству у будущего мастера обнаружились ещё в детстве. Как следствие, девушка успешно окончила художественное училище, преподавала в жлобинской арт-студии «Смородина», работала художником-оформителем, а также художником-дизайнером.

– В нашей семье я не первая связала свою жизнь с творчеством, – призналась Анна. – Мой отец, хоть и работал механиком, днями напролёт занимался кузнечным ремеслом. А вот мама прекрасно пела, выходила на сцену с народными песнями, искусно вышивала. По долгу службы, да и в свободное от работы время я посвящала себя изобразительному искусству и декоративно-прикладному творчеству. Фарфор, соломка, гобелен, батик, роспись по дереву, глина – всего и не перечесть.

По словам собеседницы, позыв к работе над живыми статуями пришёл спонтанно: в  нулевые Анна активно трудилась над авторскими куклами, создавала фантазийные костюмы и участвовала в перформансах.

– Ангел Серафим стал моей первой живой статуей: крылья, костюм и грим примерил на себя сын. Этот образ мы даже представили на телевизионном проекте «Большая разница». Вскоре нас стали приглашать на различные фестивали в Беларуси, Украине, Европе. С творческой командой мы успели побывать в бельгийских Ломмеле и Марш-ан-Фаменне, где представляли образы мага, шляпника, викинга и другие. В нынешнем году получила приглашение на чемпионат мира живых статуй в нидерландском Арнеме, где вынесу на суд публики образ менестреля, – поделилась планами мастер.

Будто в бронзе

Беседу прерывает звонок в дверь. На пороге появляются помощники Анны Донец – Никита Андрусенко и Ксения Гордеева. По задумке парень должен примерить на себя образ шляпника, девушка же на время станет Коломбиной. 

Пока Анна достаёт всевозможные баночки для грима, задаю вопросы ребятам. Оказалось, что юноша закончил Национальную школу красоты. Несмотря на определённый успех в бьюти-сфере, парень решил связать свою жизнь с приборостроением. А вот будущая Коломбина познаёт азы экономики в белорусской столице. По словам Ксении, творческая мастерская Living Doll прочно затянула её в стрит-арт. Девушка уверена: в искусстве живых статуй нужно найти свой ритм и получать удовольствие от того, что ты делаешь. 

– Ну что, начнём? – руководит процессом Анна Донец: в её руках уже появились кисточки и спонжики.

Стараясь не мешать, делаю кадры – к снимкам ребята давно привыкли.

– Знаете, вдохновение для создания очередного образа может прийти даже ночью, – заметила мастер. – А вот работать над гримом нужно очень качественно: открытые части тела не должны остаться светлыми.

…Через час кропотливой работы над гримом передо мной предстают настоящие Шляпник и Коломбина – в бронзе, с изыканными деталями и в уникальных костюмах. Впрочем, процесс подготовки образа нередко длится гораздо дольше: сегодня мне продемонстрировали своего рода экспресс-версию.

– Перед поездкой на фестиваль я всегда говорю ребятам, что главное в нашем деле – это команда, – говорит Анна Донец. – На таких мероприятиях конкуренции не чувствуется: коллеги по «цеху» из разных стран становятся одной большой семьёй. Однако менталитет европейцев разительно отличается от славянского. Там вы вряд ли увидите, чтобы прохожий дотрагивался до живой статуи или щипал её: в Европе держат дистанцию и, скорее, ждут от вас перформанса. А вот дети везде реагируют одинаково – с особым восторгом. То и дело со всех сторон слышится: «Мама, смотри, они живые!» 

Рассказывая о фестивальной жизни, собеседница не скрывает эмоций и вспоминает трогательный эпизод:

– Как-то в Бельгии я представляла образ мага. Маска была довольно устрашающая, поэтому некоторые дети реагировали на меня по-разному. А вот одна маленькая девочка охотно фотографировалась и вовсе не хотела от меня отходить. Вдруг малышка потянулась ко мне. Я склонилась над ней, полагая, что ребёнок попросту хочет что-то сказать, и вдруг ощутила поцелуй, – улыбается Анна.

…После непродолжительной фотосессии, в которую свои коррективы внёс проливной дождь, руководитель творческой мастерской отправляет Шляпника и Коломбину умываться. Меня же сажает в такси до вокзала и протягивает гостинцы – в дороге кулинарный презент пришёлся кстати.