Дом родителей Юрия Смягликова чем-то напоминает зал трофеев в жилище охотника. Голов хищников и парнокопытных здесь нет, но черепа и лосиные рога – в достатке. И каждый экспонат – произведение искусства. На белой кости и лосиной короне руками мастера вырезаны сцены из лесной жизни и сюжеты в жанре «фэнтези».
– Начиналось всё с простого любопытства, – рассказывает резчик. – Захотелось сделать оригинальную костяную рукоять для охотничьего ножа. Знакомый подарил для изделия олений рог. Резать цельную вещь было жалко. Вот и решил покрыть рог резьбой.
Первая удача окрылила. Путем проб и ошибок мастер подбирал инструменты для работы, прочел в Интернете все, что касалось резьбы по кости. Загвоздка оказалось в одном – материал для поделок под ногами не валялся. Хотя… Часть лосиных рогов приобретал у грибников. А те, в свою очередь, находили их в лесу.
– Удовольствие довольно дорогое, – делится Юрий. – По объявлению одна половинка рогов лося, так называемая лопата, стоит от 300 рублей. Стоимость же целой короны с частью черепа «пляшет» от тысячи.
Понятно: с такими расценками на сырье большую коллекцию собрать невозможно. Но резчик и здесь не опустил руки. Причудливую резьбу стал наносить на черепа волков, лисиц. Благо, охотники отдают их практически даром.
Интересуемся, где собеседник учился мастерству.
– Самоучка, – утверждает он. – Любовь к живописи и художественный вкус перешли на генном уровне от родителей.
Николай и Таисия Смягликовы, отец и мать Юрия, в Добруше личности известные. Еще до начала строительства фарфорового завода Николай был направлен в Краснодар –учиться живописному делу. Там и повстречал казачку Таисию, к тому времени – студентку заочного отделения Московской академии. Привез в Добруш. Работали супруги в живописном цехе ДФЗ, вручную расписывали посуду.
К слову, ни один из трех сыновей четы Смягликовых не пошел по стезе родителей. Но работа всех связана с творчеством. Старший Александр открыл в Мозыре свою фотостудию, младший Сергей преподает в лицее иностранный язык и информатику, попутно занимается фотоискусством. А вот средний, герой нашей публикации, в творчестве пошел дальше всех. Еще 18 лет тому назад он лелеял мечту открыть собственный тату-салон. К тому времени уже успел снискать среди знакомых славу умелого татуировщика. Долго обивал пороги инстанций, но это оказалось неосуществимой мечтой: слишком много требований предъявлялось для такого вида деятельности.
Позже увлекся аэрографией. И сейчас не отказывается расписать стены квартир и подъездов друзей причудливыми сюжетами. Его работы можно встретить и в детском садике №4 Добруша. По просьбе родительского комитета оформил сценами из популярных мультфильмов беседку на улице и игровое помещение.
После армии пытался найти работу по душе. Некоторое время учился работать со стеклом на гомельском предприятии «Стеклолюкс». С удовольствием Юрий вспоминает первые пробы спекания стекла – фьюзинга. Из-под рук выходили не только пейзажи, но и целые витражи, сувенирные скульптуры. Позже работал дизайнером на мебельном предприятии. Через некоторое время Юрий снова вернулся в армию и еще 7 лет служил по контракту. Творчеству это не мешало.
– Сейчас работаю по суткам, и свободного времени хоть отбавляй, – говорит собеседник. – Режу по кости, дереву, камню. Начал работать со скорлупой страусиных яиц. Материал хрупкий, требует повышенного внимания. Но и изделия из него получаются необычные.
Есть одна особенность у мастера, которую подмечает даже его отец: он никогда не наносит предварительного рисунка на заготовку. Прикроет глаза, представит сюжет в голове и начинает творить…