Лауреат премии World Press Photo фотограф Данила Ткаченко представил свой последний проект и рассказал журналистам, что, возможно, уедет из России. На него ополчились тысячи людей в социальных сетях, а градозащитники подали жалобу в министерство культуры. Не исключено, что будет заведено уголовное дело. А всё потому, что для снимков он поджёг пустующую деревню. И красил заброшенные церкви в чёрный цвет.
28-летний фотограф Данила Ткаченко за свою недолгую творческую карьеру успел стать номинантом самой престижной награды для современных художников в России — премии Кандинского, а также лауреатом World Press Photo. Всего в его резюме два десятка международный премий. Но до вчерашнего дня о нём мало кто знал, кроме коллег и специалистов по современному искусству. А теперь он, возможно, самый ненавидимый художник в России.
Интервью с Ткаченко, в котором он рассказал о своей последней работе, серии снимков «Родина», вышло на сайте Colta ещё 23 ноября, но в течение недели на него обратили внимание краеведы, правозащитники, блогеры, журналисты, а вслед за ними — рядовые пользователи социальных сетей. И почти никому он не понравился. Дело в том, что для нескольких фото Данила поджёг заброшенную деревню где-то в российской глубинке.
Вот ты попадаешь в деревню, в которой жили люди, видишь их вещи — письма, фотографии, кучи журналов и газет, и вся эта трухляшечка начинает тебя захватывать, очаровывать. […] В какой-то момент я решил расстаться с этим радикальным образом. Конечно, это по-русски: взять и на хрен сжечь.
Превью фотографий опубликованы на личном сайте Ткаченко. Это серия вечерних и ночных снимков с горящими постройками и предметами. Где именно находились сожжённые постройки, Ткаченко скрывает.
Проектом фотографа возмутились активисты и градозащитники. В сообществе «Благотворительный фонд «Крохино» появилась гневная запись.
“Враги сожгли родную хату… Но нет, это не враги — свои. А ещё теперь это называется современным актуальным искусством. […] Какое-то время после этой публикации уходит на осмысление прочитанного. Это вообще кажется неправдой и не должно быть правдой. Страна для этого «творца» не просто мертва, но ещё и годна для любых экспериментов, какие придут в его одарённую голову”.
Авторы поста призывают правоохранительные органы обратить внимание на работы Ткаченко. Церкви, которые он использовал для проекта «Монументы», возможно, находятся в Вологодской области, в том числе в деревне Царёво Тотемского района, пишет в фейсбуке Михаил Ильин, активист и основатель компании «Неизвестная провинция». Не исключено, что поджоги Ткаченко совершал в тех же местах.
Главный редактор сайта «Православная Москва» священник Михаил Дудко возмущается акцией в фейсбуке.
“Ритуальное — не ритуальное… Модный современный фотохудожник Данила Ткаченко, сжигающий деревни ради кадра”.
Ему вторит писатель Дмитрий Ольшанский.
“Как думаете, не пора ли «завершить этап» творчества Данилы Ткаченко? Будет полезно, если эта ссылка разойдётся как можно шире. Добрые люди должны знать, делать выводы и реагировать”.
Протестуют самые разные люди, от авторов сайта «Православие и мир» до пользователей Pikabu.
В группе, посвящённой сохранению затопленного храма в Крохино, наткнулся на совершенно чудовищную информацию и решил поделиться ей с аудиторией Pikabu. Итак, живёт на свете некий Данила Ткаченко, фотограф. Некоторые называют его новой звездой российской фотографии. Давайте посмотрим, что же он снимает. Сразу уточню, что всё, что вы далее увидите, — это часть его проекта «Родина». Весь цинизм этого названия вы сможете оценить ниже. Например, он поджёг опустевшую деревню ради фото.
Руководитель благотворительного фонда «Крохино» Анор Тукаева рассказала «Газете.ру», что планирует обратиться в министерство культуры и Росимущество с требованием проверить деятельность Ткаченко, которого она сравнивает с Петром Павленским, тоже совершавшим поджоги для фото и ставшим героем медиа.
В комментариях на Pikabu и в фейсбуке самого Ткаченко пользователи неистовствуют.
— Скажите, вы урод от рождения или вам за это платят? Мне кажется, такое современное искусство должно быть уголовно наказуемо. Перфоманщик вы наш.
— Поздравляю, ты *** ущербный!!! И уголовка не за горами, разминай дно.
— Нет слов… Просто омерзительно.
— Ну зачем же вы так? Есть же брусчатка Красной Площади, есть, наверное, и что прибить к ней. Или к Кремлёвской стене, дабы не повторяться.
— Почему этому кретину ещё никто фотоаппарат в задницу не засунул?
Призывы к физической расправе встречаются в каждом третьем комментарии.
Особенно возмущает зрителей то, как в интервью Ткаченко рассказывает о работе над проектом.
“Последний мой ассистент оказался отличным чуваком, он сам нашёл меня в фейсбуке. Такой расслабленный мужик с бородой, бывший плотник-краснодеревщик на пенсии с инженерным мозгом. Очень помог мне с проектом «Монументы» — мы забирались в старые заброшенные храмы и пытались вписать в них чуждые им архитектурные формы. […] Если подходили местные и допытывались, чем это мы занимаемся, он своим видом сразу клал всех на лопатки: «Есть жалобы? Давайте ваши координаты, запишем». И все отваливались. […] У меня нет желания объяснять, что это современное искусство, нет желания”.
Вот как выглядели объекты в проекте «Монументы». Одни были раскрашены в чёрный, другие — завёрнуты в чёрные мешки, третьи — снабжены дополнительными элементами чёрного цвета (например, воздушными шариками).
Рассказывая о «Родине», Ткаченко сравнил себя и своего помощника с бандитами.
“Мы с ним были похожи на бандитов: два бородатых чувака на черном джипе с тонированными стеклами, приезжаем, поджигаем, уезжаем. Какое там искусство. Но в этом есть свой шарм”.
Автор поста на Pikabu пишет, что у домов и земли наверняка были владельцы, даже если деревня была заброшена, а значит, художник разрушил чьё-то прошлое. На «Православии и мире» юристы обсуждают возможность судебного преследования Ткаченко за уничтожение чужой собственности и риск вызвать стихийное бедствие.
В интервью Colta фотограф предсказал, что многие возненавидят его за проект «Родина», его будут преследовать и, возможно, ему придётся уехать из России.