Знакомая молодая семья, в которой подрастают двое деток, едва сводит концы с концами. Настя — учительница младших классов в одной из школ Гомеля, год как вышла из декретного отпуска. Её супруг Юрий — прораб местного ДРСУ. Семья в прошлом году построила квартиру, за которую выплачивает банковский кредит. Квартира без отделки (более низкая цена квадрата), пришлось вселяться почти в голый бетонный ящик, где вместо дверных проемов зияли дыры. Объяснение такой спешке простое: чужой угол, который снимали восемь лет, не только опостылел, но и стал не по карману из-за кредита. Дело в том, что помочь молодой семье некому, приходится рассчитывать только на собственные силы.

Конечно, им сейчас трудно. Но даже при таком раскладе дети накормлены и ухожены, знают много стихов и сказок, старший мальчишка уже по слогам читает.
А вот история, которую недавно пришлось услышать в глубинке. После завершения строительства дома, рассчитанного для льготной категории граждан, райисполком стал обзванивать многодетные семьи. Но не все льготники откликнулись, чтобы улучшить жилищные условия. Несколько семей с тремя детьми, узнав, что за квадратные метры надо заплатить 10% их стоимости, просили перезвонить через год, когда детей будет четверо и квартира от государства окажется бесплатной.
Кто же отложил новоселье на год? Как выяснилось, это три семьи, имеющие статус СОП: родители под разными предлогами бегают от работы и живут только на детские пособия, которые уходят обычно на пьянки и гулянки.
Не буду делать выводы, что все многодетные семьи стараются не особо обременять себя заботами о благополучии детей и перекладывают эти хлопоты на плечи государства. Конечно, это не так. Сама знаю примеры, когда ребятишки в многодетных семьях воспитываются в дружной и здоровой обстановке, где их учат самостоятельности, трудолюбию и ответственности. Но в каждом районе приведут и другие примеры. Некоторые мамы по десять-пятнадцать лет сидят в декретных отпусках и не торопятся на работу. А зачем? Материнский капитал уже в банке. Плюс пособие по уходу за ребёнком до трех лет, которое сейчас составляет почти 500 рублей.
Чтобы заработать такие деньги, нынче и в городе надо хорошо покрутиться. А что говорить о деревне? С одной стороны, эти многодетные семьи улучшают демографическую ситуацию в нашей стране, и это похвально. Но с другой — это родители с большой натяжкой: за детьми не ухаживают, не занимаются их воспитанием и развитием. Растет малышня как трава при дороге — подкармливается сердобольными соседями или родственниками. Чего скрывать, иногда рождение третьего или четвертого ребенка в таких семьях происходит только из-за отсутствия половой культуры или из чисто меркантильных соображений.
И если раньше с горе-мамашами не особо церемонились, а называли кукушками и на выездных открытых судах лишали родительских прав, то сейчас другая политика — все усилия направлены на то, чтобы дети росли не в казенных стенах, а с родителями. Вот и возятся с такими непутевыми мамками-папками все, начиная с участкового и патронажной медсестры и заканчивая школьными учителями и работниками местной администрации. Тащат им продуктовые наборы и одежду из гуманитарки, помогают делать ремонты, трудоустраивают (чуть ли не за руку приводят), всем миром собирают школьные портфели и новогодние подарки. Дети им, конечно, рады. А для безалаберных родителей это ещё один повод расслабиться и забыть о своей ответственности.
Может быть, пора завернуть этот поток благотворительности в другую сторону? Тех, кто имеет одного-двух детей, но попал в тяжелую жизненную ситуацию? Но при этом, заметьте, они работают и изо всех сил стараются. Для них даже небольшая поддержка станет той спасительной соломинкой, которая поможет удержаться на плаву, а потом и стать на ноги.


































