«Давай вернемся», – сказала я дочке, когда мы прошли мимо ее ровесника, который играл на цимбалах в гомельском парке. «Давай, может, у него родителей нет и он так зарабатывает себе на еду», – ответила она и мы подошли к юному музыканту. Мальчик сосредоточенно выбивал молоточками задорную мелодию, но оторвался от инструмента, когда я спросила, можно ли с ним познакомиться.
В парк юный музыкант приходит каждые выходные
«Мама, запиши в музыкальную школу»
Даниилу Тюреву десять лет. В парк он приходит каждые выходные с конца апреля. Играл и в прошлому году – в итоге за два сезона исполнил почти все свои мечты. Но так как выспрашивать подробности без согласия родителей было бы неправильно, я поинтересовалась у Даниила, где его папа или мама. Оказалось, отец ждет сына рядом на скамейке:
– У нас даже разрешение от администрации парка есть. Там прописано обязательное условие – присутствие рядом с ребенком кого-то из родителей. Так мы с женой и меняемся: то она в парке гуляет, то я, но чаще всего вместе.
У Тюревых еще двое детей: восьмилетний Филипп и пятилетняя Аня. Тоже, кстати, музыканты – сын играет на аккордеоне, дочь на фортепиано.
На обстоятельную беседу договорились встретиться через неделю и в следующее воскресенье увиделись в парке уже в полном составе. Августовский воздух раскалился до +37, и, хотя мы сидим в тени старых парковых деревьев, жара проникает везде.
– Идем со мной, пусть мама о твоем братике расскажет, – зовет внучку Анечку бабушка и уводит к заветному киоску с мороженым.
– Как пришла идея играть в парке? – интересуюсь у хрупкой блондинки Татьяны, которая, как оказалось, родом из Добруша.
Мама рассказывает:
– Даниил буквально влюбился в цимбалы, когда ему только исполнилось пять лет. Мы были на концерте, и он услышал, как дети из музыкальной школы играют на этом инструменте. Педагог увидела его интерес и предложила попробовать постучать молоточками по струнам. И все – с того момента сын больше ни о чем не мог думать, ходил за мной две недели и спрашивал: «Мама, ну когда ты меня отдашь учиться играть на цимбалах?»
Татьяна тоже музыкант, поэтому понимала, что помимо музыкальной школы ей тоже придется заниматься с сыном:
– Но я видела, как ребенок вдохновился, и не смогла отказать. Это было правильным решением. Педагог для нашего сына стала второй мамой – она периодически сама забирала его после школьных уроков и вела на занятия музыкой.
Все это было в Добруше, а два года назад многодетная семья переехала в родной города Кирилла Гомель. Татьяна устроилась педагогом-организатором в гимназию № 51.
Выступление Даниила – хороший повод всей семьей провести время на свежем воздухе
Ценный опыт
Татьяна вспоминает, как начался путь сына к публичным выступлениям:
– В конце прошлого года Даниил что-то приуныл. Устал, видимо, от учебы и музыки. Я решила его подбодрить и доказать, что его исполнение нравится людям и нужно продолжать. Предложила поиграть в парке. Сын сначала сомневался, а потом говорит: «Хочу!» Помню, как мы пришли сюда впервые. Волновались, не знали, как все пройдет. Поставили цимбалы около центрального входа, и буквально через несколько минут к Даниилу стали подходить прохожие. Кто-то монетку бросал и шел дальше, другие останавливались и слушали. Иногда расспрашивали об инструменте, особенно дети. Возможно, пример Даниила вдохновил еще кого-то заняться музыкой.
Кирилл дополняет:
– Нас очень волновало, не будет ли выглядеть игра сына как попрошайничество и не станет ли для него травмирующим опытом. Советовались со специалистами, в том числе с психологом. В 95 процентах случаев люди говорили о важности такого опыта: ребенок с детства будет знать цену деньгам, с большим уважением относиться к родителям, понимая, как непросто обеспечивать семью. Мы с друзьями в детстве тоже старались заработать – собирали в своем саду яблоки, садились около магазина и продавали.
От мороженого до мобильного телефона
Финансовое подкрепление труда стало мощным мотиватором приходить в парк каждые выходные. Прошлогодний сезон юный музыкант закончил в октябре, а новый начал в апреле.
– Погода должна быть комфортной и для ребенка, и для инструмента. При сырой, прохладной погоде цимбалы звучат плохо, – уточняет мама.
Максимальное время игры – три часа. Слишком долго стоять на ногах тяжело (хотя у маленького музыканта есть стульчик-трансформер), поэтому родители делают для сына перерывы на еду и отдых. А после трудового дня семья отправляется в кафе. Даниил покупает для братика и сестрички мороженое, шаурму или эклеры.
Не все деньги уходят на угощения – основную часть заработка мальчик откладывает на исполнение своих желаний.
– Сколько максимально ты заработал за день? – спрашиваю у музыканта.
– Больше всего я получил на День Независимости – не скажу сумму, но за эти деньги в тот день купил себе фитнес-браслет.
В кармане мальчика звонит телефон, кстати, тоже купленный за честно заработанные.
– Сын увлекается программированием, в прошлом году сам оплатил IT-курсы, – с гордостью рассказывает Татьяна. – Хочет накопить на продолжение обучения. Попросил завести ему банковскую карточку и теперь все деньги переводит на нее.
– А на что еще собираешь?
– Хочу купить ролики!
За час, пока мы общались с семьей, бордовая панамка музыканта значительно потяжелела – прохожие не скупились наградить мальчика за талант.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.