Волонтёры о проблемах беженцев с Украины на Гомельщине: теряем специалистов

Волонтёры о проблемах беженцев с Украины на Гомельщине: теряем специалистов

24.11.2022 в 13:22
Sputnik, фото носит иллюстративный характер

Как на практике работают законы для беженцев в Беларуси, узнали у волонтеров, которые ежедневно решают вопросы и проблемы переселенцев из Украины.

По данным Госпогранкомитета, с 24 февраля в Беларусь прибыло больше 64 тысяч украинских граждан. Указом президента, вступившем в силу 17 сентября этого года, их уравняли в правах с белорусами. Теперь они могут рассчитывать на бесплатную медицину и образование, получать пособие на детей и пенсии.
В соответствии с документом, от уплаты госпошлин освобождаются наниматели Республики Беларусь, привлекающие граждан Украины на работу. И тем не менее, в вопросах трудоустройства на практике возникают нюансы. Какие именно? Узнала корреспондент Sputnik Татьяна Федоренко.

Из Киева в белорусскую деревню

Олег и Ольга вместе с сыном подростком приехали из Украины в Беларусь в начале марта. Ситуацию оценили адекватно: на шее у белорусского государства сидеть не планировали. Обосновались в деревне Севки Лоевского района, там же устроились на работу на сельхозпредприятие.

“Семье выделили пустой дом. Налаживали быт усилиями неравнодушных белорусов”, – вспоминает волонтер Оксана.

“Собрали все необходимое, начиная от столовых приборов и заканчивая бытовой техникой, мебелью и одеждой. Даже сельхозинвентарь и семена привезли, чтобы семья смогла вырастить и собрать хороший урожай”, – говорит она.

Весной и летом супруги работали на ферме, в сезон зарплата устраивала. С приходом холодов работы стало меньше, оплата труда, соответственно, скромнее. В октябре получили деньги на карту, вместе со скромными цифрами рухнули и все надежды на достойную жизнь на селе. Решили двигаться дальше, в Россию.

На момент увольнения их сразу не рассчитали, хотя по закону положено (в соответствии со ст. 77 Трудового кодекса Республики Беларусь при увольнении работника все выплаты, причитающиеся ему от нанимателя на день увольнения, производятся не позднее дня увольнения. Днем увольнения считается последний день работы (ч. 6 ст. 50 ТК), в который наниматель обязан выплатить работнику суммы, которые причитаются на день увольнения).

“Уезжали без зарплаты, с собой взяли только самое необходимое, что можно было загрузить в микроавтобус. Говорили, что зимой работы на ферме не будет, так сказал председатель, а значит и никаких перспектив на селе. К самому руководителю сельхозпредприятия у семьи претензий нет, говорят, человек хороший, чем мог, помогал. Решение переехать, скорее всего, было спонтанным”, – предполагает волонтер. И добавляет, что такие трудолюбивые семьи – ценные кадры, “очень жаль, что наше государство теряет трудоспособное население”.

На данный момент семью на сельхозпредприятии рассчитали.

Сетки с картошкой, десятки банок с закатками, корзины с яблоками и овощами, технику и одежду, которые оставили трудолюбивые украинцы, волонтеры помогли перевезти из деревни в город двумя рейсами. Все раздадут нуждающимся.

Со слов волонтера Оксаны, в России есть специальные программы для беженцев, которые предусматривают обеспечение жильем не меньше, чем на три месяца, трехразовое питание, социальные выплаты. В Беларуси у украинской семьи после переезда из деревни было всего 10 дней на то, чтобы найти жилье в Гомеле, зарегистрироваться и трудоустроиться. Именно на такой период хостел оплачивался за счет средств МОМ (международная организация по миграции). Денег на съемную квартиру у семьи не было.

“Программу для беженцев необходимо дорабатывать. Семьи обращаются к нам в чат с просьбой найти работу постоянно. Ежедневно мы мониторим вакансии, сбрасываем их в общий чат, обзваниваем знакомых предпринимателей. С жильем еще сложнее, в первую очередь, помогаем семьям с детьми, старикам. Кого-то приглашают на время пожить белорусские семьи, остальных можем распределить по двум адресам в Гомеле: МОМ и Центр социального обслуживания населения на Юбилейной. Туда могут принять ограниченное количество людей. Специализированного места для временного пребывания большого потока беженцев в городе нет”, – делится волонтер.

В Харькове один из лучших логопедов-дефектологов, в Беларуси – нянечка?

Со слов нашей второй собеседницы, волонтера Людмилы, у узких специалистов больше шансов, но даже у профессионалов возникают трудности с трудоустройством в Беларуси. Если люди спешно покидали Украину и с собой нет оригиналов дипломов, сертификатов, подтверждающих квалификацию, трудовой книжки, то в госучреждение по специальности вас могут не принять, как в случае с их подопечной Татьяной.

Логопед-дефектолог Татьяна в Харькове была востребованным дипломированным специалистом. В Беларусь приехала с сыном, на родине остался отец, которого женщина планирует в ближайшее время перевезти.

К поискам работы украинка приступила практически сразу, как только беженцам предоставили убежище в белорусских здравницах. Все оригиналы документов остались на Украине, а электронные копии дипломов, сертификатов, подтверждающих повышение квалификации за границей, не убедили нанимателей из госучреждений. Высококвалифицированному специалисту предложили работу нянечкой в логопедическом центре. Украинка готова была и на эту должность, отговорили волонтеры.

Откликнулся частный медицинский центр, по инициативе его руководства Татьяне помогли восстановить документы, взяли на испытательный срок с небольшой нагрузкой. С первых дней работы к украинскому специалисту выстроились очереди, в итоге ей дали должность по специальности и достойную зарплату. Теперь к высококвалифицированному логопеду-дефектологу запись на месяц вперед.

“Сейчас женщина себя обеспечивает полностью, и к нам обращается разве что за информационной поддержкой. Если бы не частный медицинский центр, потеряли бы такого специалиста. А могла бы работать в государственном учреждении и лечить детей бесплатно”, – говорит Людмила.


Похожая история и у Ильи. В Гомеле парень пробовал устроиться на “Гомсельмаш”, имея специальность “промышленный альпинист”. Три месяца стажировки с оплатой ученика в 180 рублей мужчину не устроили. В итоге его переобучили в частной фирме за собственные средства и дали высокую зарплату, благодаря которой он полностью обеспечивает свою семью на данный момент.

“Вот и получается, что единой службы по трудоустройству, восстановлению документов как таковой в городе нет”, – вздыхает Людмила.

“В правах уравняли, а мы до сих пор в чате Волонтеры. Помощь украинцам в Беларуси собираем средства, вещи, медикаменты, помогаем трудоустроиться, выкладываем актуальную информацию, в какие структуры обращаться, чтобы оформить документы и получить помощь от благотворительных организаций. В каждом городе созданы отдельные чаты. В Гомеле – Волонтеры!помощь украинцам!Гомель общий чат“, – рассказывает волонтер.

Как скромная медсестра вывела из-под огня десятки мариупольцев

Все истории переселенцев из Украины волонтеры пропускают через себя. С 2014 года у Оксаны и Людмилы их накопилось на целую книгу, многие пробирают до мурашек.

Мариуполь. Разгар боевых действий в городе. В подвале многоэтажки второй месяц укрываются от огня старики, дети, мужчины и женщины. Стоит жуткая вонь от разлагающихся тел и испражнений. Когда прилетает снаряд, в доме течет отовсюду вода и плавятся алюминиевые трубы, их заматывают тряпками, чтобы не задохнуться. Заканчивается вода и продовольствие, кому-то нужно выйти. Хрупкая, кроткая, тихая медсестра срывает с себя белый халат, в котором укрылась от бомбежек сразу после смены, наматывает его на трубу и выходит на улицу. Белый флаг она держит дрожащей рукой, стрельба по обе стороны прекращается, можно выдохнуть. Женщина быстро приказывает всем мужчинам раздеться до пояса, чтобы все видели: они безоружны, идут мирные. Полуголые мужчины, измотанные женщины и напуганные дети стройной колонной идут полтора километра по холоду в сторону, подконтрольную россиянам. Все вышли и остались живы благодаря подвигу хрупкой украинки.

“Когда идут боевые действия, страдают обычные люди и неважно, откуда прилетело”, –смахивая слезу говорит Оксана. “Люди не по своей воле зажаты с двух сторон войной”, – уверена она.

Волонтеры вспоминают, что с начала боевых действий в гомельские больницы поступало много раненых. Тогда белорусов тронула история учительницы из Чернигова, которой гранатой оторвало обе ноги. Гомельские врачи чудом спасли женщину.

“Учительницу зовут Елена. Она преподавала в черниговской гимназии химию и биологию. За месяц волонтеры собрали ей на протезы и лечение больше 5000 белорусских рублей”, – Оксана достает из кармана мобильный и ищет переписку с учительницей. “Вот она, смотрите, какая молодец, уже пробует ходить, видео нам прислала”, – показывает она.

После лечения женщина вернулась к себе на родину в Чернигов и сейчас помогает другим, доказывая своим примером, что жизнь продолжается.

Кодекс волонтера

У волонтеров есть свои негласные правила: не обсуждать политику, религию и действия властей. В чате только полезная информация и предложения помощи.

Волонтеры Оксана и Людмила – многодетные мамы, у обеих по трое детей, которые не просто разделяют взгляды родителей, но и участвуют в оказании помощи. Есть среди волонтеров и мама 14 детей. Утро всегда начинается с обмена информацией. У каждого куратора на попечении может быть больше 10 семей.

“Когда к нам обращаются, первым делом проверяем документы, поскольку часто сталкиваемся с мошенниками. После проверки закрепляем куратора, который будет помогать конкретной семье и человеку. Он выезжает общаться лично или связывается в мессенджерах, оценивает обстановку, выясняет потребности людей. Затем готовит сбор под конкретную семью. Если семья многодетная с детьми, то микроволновку, блендер, холодильник первым делом передаем им. По списку собираем необходимые вещи конкретных размеров. Помогаем оформить статус, следим даже за тем, чтобы не опоздали в нужные инстанции или не просрочили документы”, – рассказывает о специфике волонтерского движения Оксана.

Со слов нашей второй собеседницы Людмилы, люди приезжают совершенно разные, со своим жизненным опытом, мировоззрением, видением военных событий. Едут в Беларусь не только из ДНР и ЛНР, много семей из Чернигова, Киева, Харькова, Днепра, Бердянска, Херсона. Из западной Украины поменьше.

Первым делом беженцы сталкиваются с проблемой, как добраться. Перевозчиков-волонтеров мало, собирать деньги в Беларуси волонтеры не имеют права, поэтому многие оплачивают дорожные расходы украинцев из собственного кармана.

Для удобства создали отельный чат “Беларусь проездом из Украины” по вопросам транзита через Беларусь. Самые доступные и безопасные маршруты на сегодня из России через Оршу, из Ростова через Смоленск на Оршу, через Брест добираются в Европу.

Метки:

Обсуждение