Сегодня мало кто идет работать в сельское хозяйство по зову сердца, многие абитуриенты выбирают аграрный вуз лишь ради стипендии и из-за низких баллов на поступлении, или когда набранных оказалось недостаточно, чтобы учиться в другом месте.
Артем – выпускник одного из сельскохозяйственных вузов Беларуси. Несколько лет назад минчанина распределили в одно из хозяйств на юге страны инженером-электриком. Об условиях жизни и работы молодого специалиста в колхозе он рассказал корреспонденту Sputnik.
Без окон, без дверей
Как говорит Артем, ему не повезло: вуз распределил его в хозяйство далеко от Минска – в Октябрьский район Гомельской области, да и от райцентра 15 километров.
“Директор познакомил с колхозом, все вроде бы нормально. Но когда он показал общежитие без окон и дверей, я решил, что это не мой вариант. Вернулся в универ, показал фото, что место для проживания отсутствует. Надеялся, дадут открепление, но дали другое направление – в другой колхоз”, – рассказывает собеседник.
На этот раз пришлось отправиться в хозяйство в Светлогорском районе, расстояние от райцентра – 50 километров. Здесь Артема как молодого специалиста заселили в “президентский домик” – типовой дом, построенный по госпрограмме.
“Там плюс-минус было хотя бы где жить. Три жилые комнаты, кухня, топочная и прихожая… Согласился, подписал бумаги и через неделю приехал заселяться. Когда занес вещи и расположился, понял: что-то кусает ноги. Оказалось, в доме блохи. Хотя на тот момент там жили две бухгалтерши и две доярки – также молодые специалисты. В тот же вечер взял одну с собой, поехали в город за химией и буквально вылизали весь дом”, – говорит собеседник.
Топить дом пришлось дровами. Местное хозяйство обещало привезти несколько “кубов”, но топливо все же пришлось покупать за свои деньги.
“Общался по этому поводу с директором хозяйства, с главбухом, с лесхозом – толку с этого было мало. Сказали, дров нет, предложили что-нибудь придумать. В итоге привозил за свой счет брикеты и по ночам с бензопилой добывал в лесу дрова”, – эмоционально вспоминает Артем.
Работа
Дипломированного инженера-электрика попросили развозить обеды во время уборочной – бесплатно.
Получить подъемные (компенсация в связи с переездом на работу в другую местность) молодому специалисту удалось только спустя три месяца – в хозяйстве долго не могли, или не считали нужным, оформить необходимые документы.
Ввиду разъездного характера работы Артему должны были предоставить служебный автомобиль, но и этого не произошло.
“Машину не дали, работал на своей. На второй год, когда “стукнул” мотор, хозяйство выделило деньги на ремонт – заключил с предприятием договор на обслуживание… Параллельно с основной работой меня как единственного “трезвого водителя” на предприятии попросили без доплаты развозить обеды по полям в период уборочной”, – говорит он.
Распахал огород
На вопрос об условиях жизни на селе парень отвечает емко и лаконично: отвратительно.
“Дом был без интернета, поэтому в первую неделю своего пребывания в хозяйстве оформил все документы и провел беспроводной wi-fi. Линия телефонная была, поэтому проблем не возникло, не понимаю, почему этого никто не сделал раньше. Правда, в доме текучка была постоянная, жильцы менялись регулярно. Максимум жило шесть человек, минимум – двое”, – отмечает Артем.
Платили в хозяйстве немного – по словам парня, обычно это была “минималка” (430-450 рублей), но не более пятисот. Плюс была надбавка как молодому специалисту – 10% от оклада.
“Подрабатывал в деревне и соседних селах, проводил освещение, кому было нужно, и так далее. На второй год работы в хозяйстве распахал двор и сделал себе огород с помидорами, огурцами и всякой зеленушкой ко столу. Так и жил”, – вспоминает Артем.
В его служебные обязанности входили в основном ремонт электрооборудования и, как он сам говорит, “попытки выпросить у руководства денег хоть на что-нибудь для работы”.
“Электричество на мехмастерских, заправке и в конторе отключено за долги, поэтому пользовались дизельным генератором. Позже, чтобы не возить эту огромную бандуру и не подключать ее три раза в день туда-сюда, купили небольшой бензиновый, стало попроще”, – рассказывает собеседник.
Спустя два года, когда срок отработки по распределению подходил к концу, Артему предложили остаться, пообещали даже должность главного инженера, но желания, признается он, не было никакого.
“Поэтому я загрузил часть вещей в машину, мебель оставил следующему “счастливчику” и с улыбкой от уха до уха поехал домой”, – говорит парень.
Отработав обязательные два года в сельском хозяйстве, Артем кардинально сменил сферу деятельности.