Почти половина пользующихся услугой «муж на час» — мужчины. Как устроен бизнес в сфере бытового ремонта

Почти половина пользующихся услугой «муж на час» — мужчины. Как устроен бизнес в сфере бытового ремонта

03.12.2019 в 17:18
Вероника Малыщиц, "Республика", фото: Алексей Вязмитинов

Рано или поздно каждому хозяину или хозяйке приходится браться за молоток или отвертку: сломался выдвижной ящик, просела полка, потек кран. В целом справиться своими силами с подобными сюрпризами вполне реально. Но что, если в доме отродясь не было инструментов, сосед с золотыми руками уехал на дачу, а квартира будто настроилась против тебя?

Игры на рынке

Предприниматель Игорь Шевчик почти десять лет занимался комплексным ремонтом квартир. Однако сфера, по его словам, находится в кризисе из-за демпинга. Клиент выбирает те же услуги, но на пару рублей дешевле, спотыкается на качестве и вновь обращается к тем, у кого цены несколько выше.

Идея создать центр бытовых услуг и перейти только на направление «муж на час» или «мастер на час» созрела давно, а начал ее реализовывать в конце прошлого года. На окупаемость предприниматель вышел уже через два месяца.

Сейчас у Игоря работают два постоянных мастера, несколько человек периодически привлекаются на условиях договора подряда. Все мастера выполняют небольшие работы: например, могут заменить смеситель, повесить карниз, люстру и полку, собрать мебель, починить розетки. Мастера устраиваются на работу, имея собственный чемодан с инструментами. Если им необходимы дрель, отвертки, стремянки, тросы, предприниматель может их закупить. Кстати, универсальных мастеров практически единицы. В большинстве у них есть специа­лизация сантехника, электрика, мастера отделочных работ.

— На барахолках можно найти тысячи объявлений мастеров-одиночек. В чем выгода для них работать в организации? — спрашиваю я.

— Во-первых, у мастера есть стабильные заказы. Он может составлять свободный график. Но даже это не главное: ответственность за работу несет в большей степени организация, — объясняет Игорь.

Помимо мастеров, в центре работает диспетчер, который обрабатывает заявки и выполняет функцию «мозга». Игорь арендует небольшое (до 20 квадратных метров) помещение в Минске.

— Я сторонник того, что в бизнесе все нужно делать по необходимости. Офис нужен для хранения документов, проведения собеседований, работы диспетчера. Удаленную работу не приветствую. Так человек сразу расслабляется и теряет ответственность.

А своё дело Игорь знает от и до. Иногда наравне с диспетчером отвечает на звонки, берется за инструмент и работает не хуже рядового мастера.

Вообще, услуга «мастер на час» стабильно два-три года развивается в условиях жесткой конкуренции. Основные конкуренты — это немногочисленные организации и отдельные мастера, работающие исключительно на себя. Как рассказывает предприниматель, однажды другая компания попыталась вставить палки в колеса: дали рекламу в интернете о ремонте мобильных телефонов, использовав его контактные номера. Игорь эту ситуацию обыграл и направил звонивших к знакомому, который чинит телефоны.

Проверка на совместимость

Первые полгода в конце каждого месяца активность заказов спадала, это связано с предзарплатным периодом. Сейчас в среднем компания получает 5—15 заказов ежедневно. В понедельник, самый напряженный день недели, идет основной поток звонков. Кстати, многодетным матерям, пенсионерам и инвалидам центр предоставляет социальную скидку.

Более всего предпринимателю дорога репутация и, как следствие, довольные клиенты. Мастеров он подбирает очень тщательно: какие бы ни были золотые руки у человека, если он грубит и неуважительно относится к клиенту, с ним прощаются раз и навсегда.

— Предупреждаю их, чтобы были пунктуальными и вежливыми. Мы всегда звоним заказчику и спрашиваем его мнение об оказанной услуге. Все мы знаем, что сарафанное радио — лучшая реклама. Даже если он не прав, уступаем, но на шею садиться не даем.

Статистика удивляет: 40 процентов клиентов — мужчины. Некоторые из них ни разу не держали в руках шуруповерт, у других не хватает времени или инструментов.

— Недавно добавилась ещё одна услуга — домработница на час. Слово «жена» использовать не стали, так как люди воспринимают совсем не так, — улыбается Игорь. — Пока услугу приостановили, потому что в Минске большая проблема с кадрами.

С заказами проблем нет, на что Игорь изначально даже не рассчитывал. Самая печальная проблема в сфере — мастера. Почему?

— Столкнулся с тем, что многие люди хотят лежать на диване и рассуждать, как все плохо, при этом ленятся зарабатывать хорошие деньги. За день мастер может заработать от 50 до 250 рублей, — рассказывает предприниматель. И добавляет: — Были случаи обманов: уличил диспетчера в сговоре с мастером, они делили деньги пополам, не фиксируя заявки.

Эффект неприсутствия

Привязка к почасовой оплате используется не всегда. Не раз возникали проблемы, когда мастер делал работу за двадцать минут, а клиент отказывался платить 20 рублей. Допустим, если необходимо установить душевую кабину, придется заплатить фиксированную цену — 70 рублей, закрепить карниз — 18 рублей.

— Мы просто не можем сделать стоимость выезда 5—10 рублей, потому что эта сумма равна тратам на дорогу из одного конца города в другой. Многие думают, что специалист приезжает с полным набором всего необходимого для ремонта. Допустим, понадобилось заменить смеситель, а ведь их столько видов, поэтому с согласия клиента мастер может выехать в магазин, что тоже придется оплатить.

Планы у предпринимателя по-настоящему амбициозные — развивать бизнес в регионах. Сейчас Игорь налаживает дело в одном из областных центров. Выстроить работу хочет так, чтобы максимально ограничить своё присутствие и участие, уменьшить контроль.

— Я не ставил цель выстрелить на рынке, отдав чуть ли не все сбережения на рекламу. Этот успех продлился бы не больше недели. До того момента, пока не съехали бы на вторую позицию в поисковых системах в интернете. После этого о тебе все забудут. Я за постепенное развитие, долгосрочную перспективу.

После событий, о которых Игорь рассказывать не стал, он решил помогать дому ребенка № 1 в Минске. Часть средств он по возможности отправляет детям. Кроме того, разметил информацию о доме на визитке со своими услугами.

— Вдобавок хочу проводить акции по сбору определенных товаров для детей, — делится Игорь.

ЯЗЫКОМ ЦИФР

  • средняя прибыль — 2500 рублей
  • стоимость работы мастера — 20 рублей в час
  • стартовые вложения — 3000 рублей
  • арендная плата — 300—400 рублей в месяц
  • рекламный бюджет — 1600 рублей в месяц
  • проведение акций — 500 рублей в месяц
  • инструменты, расходный материал — 200—300 рублей в месяц

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки на первоисточник.

Обсуждение