Совсем не легкая промышленность. Второй год подряд в Гомеле не хватает швей

Совсем не легкая промышленность. Второй год подряд в Гомеле не хватает швей

03.04.2018 в 08:30
Ольга Вальченко, "СБ. Беларусь сегодня"

Модные мужские костюмы и качественный трикотаж гомельского производства спросом пользуются не только на внутреннем рынке, но и далеко за пределами Беларуси. Здесь есть цеха по пошиву белья и чехлов для мягкой мебели. Объемы производства значительные, и золотых рук требуется довольно много. Но в последние пару лет всё более остро встает проблема: на предприятиях не хватает швей.

Работа монотонная, тяжелая, для организма вариант не из лучших, заманить на такие вакансии молодежь сложно. А с недавним открытием в Гомеле нового масштабного производства ситуация только усложнилась: спрос на швей в разы превышает предложение.

Процессы частично автоматизированы, но работа все равно довольно сложная

Кадровая  миграция

Белорусское представительство известной польской компании, сотрудничающей с концерном IKEA, «Делком40» специализируется на производстве мягкой мебели. На гомельский рынок труда она ворвалась масштабно. Трехсменная работа потребовала значительного количества рабочих рук. Представители предприятия провели отличную кампанию, устраивая масштабные ярмарки вакансий, предлагая неплохую зарплату и довольно гибко подходя к найму. Старое, еще советское удостоверение водителя погрузчика? Пока оформляем подсобным рабочим, отправляем на повышение квалификации, а нужную вакансию займете чуть позже. Вдохновленные, на предприятие пошли столяры, станочники, обивщики мягкой мебели, комплектовщики, слесари-ремонтники и большое количество швей, причем потребность в них все еще периодически появляется. Многие работницы пришли не с биржи труда, а с предприятий  легкой промышленности, поставив бывших нанимателей в сложные условия.

Начальник отдела кадров местного трикотажного лидера ОАО «8 Марта» Марина Харчевникова не скрывает:

— Это большая проблема. Сейчас нам нужны 30—40 швей.

Всего за машинками здесь более 500 женщин. Вроде создали неплохие условия труда — хорошее оборудование, большие, светлые, теплые цеха, но работа не из легких: попробуй провести смену сутулясь, напрягая зрение, зарабатывая профзаболевания. Марина Харчевникова признает: зарплаты в легкой промышленности невысокие, да и работа сдельно-премиальная, получить на ней можно от 200 до 600 рублей. Хочешь более или менее приличные деньги — трудись весьма усердно! Усердно хотят не все. Недостаток кадров для предприятия оборачивается дополнительными расходами.

— Нас иногда обшивают в Витебской, Брестской областях. Мы туда даем работу. Платим за это деньги.

Есть еще одна проблема. Заявки на швей в местные учебные заведения подаются всегда, но в полном объеме их не выполняют. Говорят, там тоже недоборы. А закрепление молодых специалистов меньше 50 процентов…

Предприятие плотно занялось работой с выпускниками школ, устраивает дни открытых дверей и обучение с нуля, попутно расписывая соцпакет: кроме привычных премий, надбавок и матпомощи, 50-процентная оплата питания в столовой предприятия, первичная медпомощь и начавшее работать только в январе общежитие для иногородних. Только приезжай и работай.

Свой медцентр

Ставку на соцпакет делает и флагман производства мужских костюмов «Коминтерн». Заместитель генерального директора по идеологической работе, кадрам и быту Ирина Абрамцева без ложной скромности констатирует:

— Условия хорошие. Многие процессы автоматизированы, закуплено хорошее оборудование. Чего стоит только новейший раскройный комплекс, где детали по ткани раскладывает специальная программа, вырезает их лазер без участия человека.

О своих работниках предприятие старается заботиться по полной. Начиная с собственного магазина с минимальными торговыми надбавки и продажей в счет зарплаты, заканчивая экскурсиями и частично оплаченным отдыхом на море. Есть у «Коминтерна» свое общежитие, но настоящая гордость — масштабный медпункт. Свой акушер-гинеколог, бесплатная стоматология с импортными материалами и физиотерапевтический кабинет. Медсестра по физиотерапии Алла Игнатович охотно хвастается оборудованием:

— Такой список не в каждой поликлинике есть. Во многих вы найдете магнитолазер? Есть и электрофорез, «Солюкс», амплипульс, ультразвук. Наш бич — хондрозы! Работа сидячая, напряженная. Ставим на ноги всех.

Для получения всех этих прелестей жизни квалификацию нужно иметь соответствующую. Сегодня «Коминтерну» нужны 15 швей, но требования к тем, кто создает выверенные до стежка мужские костюмы, высокие. Чтобы выдержать поддерживаемый предприятием темп, нужно постараться. Не обеспечивают в полной мере швеями и учебные заведения, без увеличения набора здесь никуда.

Швея с нуля

Один из выходов — переобучение безработных, которое проводит управление по труду, занятости и социальной защите горисполкома. Гомельчанка Елена Старинская одна из тех, кто воспользовался такой оказией. Получив специальность техника-технолога целлюлозно-бумажного производства, Елена долгие годы проработала лаборантом на комбинате строительных конструкций. Успела за это время дважды стать мамой. Вышедшего из декрета специалиста через год огорошили: сокращение — производство ликвидируется. Долго сидеть без дела, имея на руках маленьких дочку и сына, женщина не могла и сразу пришла на биржу труда:

— Переучиться мне предложили сразу. По моей специальности работы не было, да и на бирже разводили руками: вряд ли вы что-то найдете. А вот швеи городу очень нужны. В апреле встала на учет, в июне мы уже начали учиться.

К концу лета Елена прошла практику на «Коминтерне» и получила предложение там остаться. Сейчас она владеет несколькими операциями и охотно демонстрирует на автоматической машине процесс обметывания петель. Для непосвященного человека операция выглядит довольно просто и делается быстро, но Елена усмехается:

— За смену таких петель нужно обметать 650 штук. Плюс мне еще нужно настрочить 450 подзоров. Это такая деталь, прикрывающая мешковину кармана.

Управление по труду, занятости и социальной защите на переобучение безработных направляет постоянно. Группы формируются исходя из потребностей рынка, ну, и желания самих соискателей. За 2017 год швеями с нуля стали 38 женщин. Работу предложили всем. Потребность в швеях большая, а вот зарплаты не очень: 450, 300, пересматривает последние списки начальник отдела рынка труда и профессиональной подготовки Галина Самсонова:

— Эти сведения могут меняться ежедневно, но на сегодняшний момент ситуация такова: у нас 66 заявок на швей, безработных с такой профессией всего 11, то есть не хватает 55 человек. Забирают безработных и государственные предприятия, и частные. Вот последняя заявка от белорусско-российского предприятия «Стройинвест-Екб»: нужно 30 швей.

Цифры вроде бы выглядят и не очень масштабно, но это только заявки, поданные в управление. Некоторые предприятия пытаются найти работников своими силами. И главное, что за последние месяцы баланс не меняется. Спрос на швей в разы превышает предложение.

Метки: