Создатели секонда “Мода Макс” обманули государство на 60 млн долларов. Основатель бизнеса и её невестка задержаны, их сын и муж скрываются в Латвии. Подробности резонансного дела сообщили в эфире СТВ.
Секонд-хенд – термин, дословный перевод которого «вторая рука», в современной интерпретации означает имущество, побывавшее в чьем-то пользовании. В Беларуси в основном это определение применяется к одежде. Секонд-хендом может называться любая вещь, независимо от того, была она в употреблении или нет. Главная отличительная черта такого товара – отсутствие фирменной бирки, упаковки и, конечно, цена. Само существование секондов подразумевает доступность вещей именно по стоимости. Впрочем, отдельные владельцы такого бизнеса в Беларуси умудрялись даже на бывшей в употреблении одежде зарабатывать миллионы, обманывая и своих клиентов, и государство.
Такие штурмы в магазинах по продаже секонда в Минске вполне привычное дело для продавцов и покупателей. В день привоза двери здесь в буквальном смысле не закрываются. Современный тренд одеваться в пусть чужие, но брендовые вещи, оказывает владельцам бизнеса «вторых рук» неоценимую услугу. В итоге магазины недорогой одежды и обуви появляются по всей стране, как грибы после дождя.
Светлана Близнюк, директор торговой сети в (2020-м году):
Этот магазин пользуется большой популярностью как среди местных жителей, так и приезжих жителей. В силу большого ассортимента товара, большого выбора, также энергичной смены цен в зависимости от дня недели. Основная наша цель – удовлетворение покупательского спроса любого контингента, будь то малообеспеченные, уязвленные слои населения. Это мамы с детьми, пенсионеры, студенты.
Запомните эту женщину – Светлана Близнюк, директор торговой сети магазинов «Мода Макс», одного из крупнейших представителей секонд-хендов Беларуси. Более 1 300 сотрудников, 130 торговых точек в 27 городах страны. Исходя из информации на сайте, весь товар соответствует высокому европейскому качеству и поступает из Англии. Вся одежда проходит серьезный отбор на сортировочной фабрике, но самое главное – уникальная для Беларуси система ценообразования: стоимость товара в «Мода Макс» зависит от веса и дня недели. Например, при поступлении новой партии килограмм одежды без малого стоит 60 рублей, а накануне следующего привоза цена падает до 10 рублей за килограмм. Казалось бы, сверхвыгодные условия, все для людей. Но однажды в «Мода Макс» заглянул КГК. И тут выяснилось, что модная халява в реальности существовала только для владельцев бизнеса.
Дмитрий Дягилев, заместитель начальника УДФР КГК по Минской области и Минску:
Комитетом государственного контроля вскрыта и пресечена незаконная схема, позволяющая крупной специализированной сети магазинов одежды секонд-хенд реализовывать товары в адрес населения по необоснованно завышенным ценам, при этом уклоняться от уплаты налогов.
«Мода Макс» – крупный частный бизнес семьи Ходасевичей. В 2011 году его основала мать семейства Алла Ходасевич, затем привлекла к предпринимательству старшего сына Петра и невестку Инну. Все они были фактическими владельцами группы аффилированных между собой фирм. Большинство из них размещались по одному адресу в Минске и имели один вид деятельности – розничная торговля подержанными товарами в специализированных магазинах. Руководителями этих субъектов хозяйствования также были родственники или знакомые Ходасевичей.
Дмитрий Дягилев:
В ходе проведения комплексно оперативно-розыскных мероприятий было установлено, что учредители и фактические руководители столичного частного торгового унитарного предприятия с целью увеличения в разы наценки на товар и при этом минимизации налоговых отчислений в бюджет организовали распределение выручки, полученной от реализации товаров, между 13 аффилированными коммерческими структурами, применяющих упрощенную систему налогообложения. Данные субъекты хозяйствования были формально зарегистрированы на работников торговой сети, а фактически были подконтрольны и управляемы хозяевами бизнеса.
Весь товар поступал из-за границы на основное юридическое лицо, а затем сразу же распределялся по подконтрольным фирмам для дальнейшей реализации. Это делалось, чтобы искусственно ограничить установленную пороговую выручку для упрощенной системы налогообложения. Также Ходасевчи фиктивно занижали налогооблагаемую базу путем перепродажи товаров между аффилированными структурами. К примеру, оборот между подконтрольными фирмами составлял порядка 10,5 миллионов долларов.
Дмитрий Дягилев:
Необоснованное использование упрощенной системы налогообложения позволяло продавать населению страны товар с наценкой выше 200 %, при этом скрывать сверхприбыль от налогообложений. В настоящее время установлено, что в период с 2019 по 2022 год фигуранты не уплатили в бюджет налог на прибыль и налог на добавленную стоимость в сумме более 2 миллионов белорусских рублей.
Такая серая схема позволяла продавать б/у веще белорусам с наценкой в 3, а то и в 5 раз, при этом скрывать сверхприбыль. В то время, как таможенная стоимость одного килограмма ввозимого в страну секонд-хенда в среднем варьировалась от 2,5 до 4 евро. Кроме того, установлено, что Петр Ходасевич организовал сеть офшорных компаний в Латвии, Польше и Великобритании. В общей сложности на иностранные счета с 2011 по 2023 годы было перечислено почти 60 миллионов долларов. Сейчас финансовую деятельность подконтрольных Ходсевичам белорусских и зарубежных фирм детально изучают следователи.
Дмитрий Дягилев:
По данному факту в отношении организаторов преступной схемы возбуждено уголовное дело по части 3 статьи 243 Уголовного кодекса Беларуси. Уклонение от уплаты налоговых сборов в особо крупном размере, максимальное наказание по данной статье – 12 лет лишения свободы. В ходе проведения обысков изъяты бухгалтерские документы, компьютерная техника, ключи, черновые записи, подтверждающие преступную деятельность фигурантов.
Особого внимания заслуживает дом, в котором со своей семьей проживал фактический руководитель сети магазинов секонд-хенда. Совсем нескромное двухэтажное строение площадью более 600 квадратных метров на берегу Цнянского водохранилища, оценивается приблизительно 5 миллионов долларов. Внутри бассейн, сауна, джакузи, хамам, даже собственный кинотеатр. В гараже семейства три дорогостоящих авто представительского класса, а при обыске в доме изъято около 25 тысяч долларов и 10 тысяч евро наличными, золотые изделия, слитки, дорогостоящие часы.
Увольняли сотрудников-патриотов в 2020-м. Руководители секонда «Мода Макс» раскаялись за поддержку протестов
А это кадры оперативной съемки визита правоохранителей в дом родного брата Аллы Ходасевич. Дверь бойцам ОМОН неохотно, но все же добровольно открыла та самая Светлана Близнюк, директор торговой сети магазинов «Мода Макс» и по случайному совпадению супруга Олега Ходасевича.
По месту жительства семейного подряда оперативники обнаружили уже привычные крупные суммы наличкой в долларах и евро, драгоценности и дорогие автомобили. А еще многочисленные фото и видеоматериалы деструктивной направленности, БЧБ-символику и переписку соответствующего содержания. К своим антигосударственным настроениям Ходасевичи привлекали даже несовершеннолетних детей.
Оказалось, все собственники и руководители сети «Мода Макс» в 2020-м активно принимали участие в несанкционированных протестах. Более того, использовали для этого подконтрольные фирмы и их работников. Например, в августе 2020-го многие магазины торговой сети закрывались посреди дня без каких-либо причин, хотя на протяжении 10 лет работали без выходных.
Елена, бывший работник «Мода Макс»:
Призывов как таковых не было, но когда закрывали, в тот день было написано объявление, что можете закрыть в обед и пойти выставить свою позицию на площади. Это был какой-то определенный день, я уже по дате не помню. Было такое, что закрывали магазины, до обеда отработали, и все.
Работники «Мода Макс» в один голос рассказывают о нечеловеческих условиях труда. Из-за отсутствия грузчиков женщинам приходится самостоятельно разгружать тюки с одеждой, каждый новый привоз – это порядка 2 тонн. Чтобы разобрать и развесить товар, иногда уходит целая ночь.
Елена:
В самой работе столкнулась со многими проблемами. И переработки в том числе, развешивали до 5 утра, потом тут же становились за кассу. Некоторые уходили из-за аллергии, потому что не всем обработка эта шла. У многих проявлялись аллергии, высыпания на коже, лилось все из носа. Из-за этого много ушло людей с работы.
Зато владельцы бизнеса готовы были спонсировать военный конфликт в Украине. Ходасевичи и их партнеры неоднократно перечисляли деньги на счета деструктивных фондов. Кроме того, все они были подписаны на Telegram-каналы, которые в нашей стране признаны экстремистскими. В самой компании работала жесткая система контроля за политическими взглядами сотрудников, за размещение в соцсетях национальной символики сторонники перемен депремировали работников и даже увольняли. Пояснять причины своих действий руководство компании отказывалось, с людьми прощались без лишних разговоров и объяснений, открыто нарушая законные интересы граждан.
Елена:
Столкнулась с необоснованным, не могла объяснить себе, почему так. Вкладывали и душу, и сердце в работу. Все больничные на работе, никогда не брала больничные, переработки. И тут приходит на компьютер уведомление, что не продляется контракт. Как снег на голову, я не понимала, почему так. В итоге написали девочки-сотрудники письмо на Минск, на всех директоров, чтобы объяснили причину, почему увольняют. Но получили письмо, что мы не обязаны рассказывать о причинах увольнения заведующей. Я так понимаю, что просматривались все соцсети за всеми сотрудниками, где кто и с каким флагом выходил, когда пропускал рабочие дни, выходили на площадь. Все это просматривалось, где-то даже и увольняли, штрафовали. Объясняли по другим причинам. Мы белорусы, это и послужило причиной.
Новую работу бывшие сотрудники «Мода Макс» нашли, их нынешнее руководство не считает патриотизм поводом для увольнения. А вот сами Ходасевичи сейчас оказались в незавидной ситуации. Основатель бизнес и ее невестка задержаны, а их сын и муж скрываются в Латвии. Отвечать за уклонение от уплаты налогов в особо крупном размере придется женской половине семейства. Они полностью признали свою вину, раскаиваются и готовы возмещать ущерб, причиненный государству.
Я, Ходасевич Инна Владимировна, член семьи учредителей сети магазинов секонд-хенда «Мода Макс» в 2020 году, подвергнувшись влиянию деструктивных каналов, приняла участие в несанкционированном митинге в Минске, используя незарегистрированную символику. Я искренне сожалею об этом, уже к концу 2020 года поняла, что это было глубокой ошибкой, потому что это реально было похоже на государственный переворот. Выгоден он был только нашей беглой оппозиции. Для белорусского народа, для нашей страны, если бы случилось то, что планировалось, это бы стало катастрофой. Я искренне сожалею.
Что касается преступлений экстремистской направленности, все задержанные в миг переобулись, хотя исходя из их деятельности, правильнее будет сказать – переоделись. Правда, их раскаяние – такой же секонд-хенд, как и товар, который они продавали втридорога.
Наталья Курик, директор ООО «Канкаль»и ООО «Промторгкожа-сервис»:
В настоящее время я понимаю, что была не права, поддалась влиянию деструктивных каналов. В указанном раскаиваюсь, также добавлю, что понимаю, что для белорусов сегодня большая удача, что у власти остался действующий Президент нашей страны Александр Григорьевич Лукашенко. Страны нашей на сегодня просто бы уже не было.
Несмотря на задержание руководства компании, сеть магазинов «Мода Макс» продолжает работать, правоохрнители не стали приостанавливать деятельность организации, ведь в ее штате больше 1 000 сотрудников, у каждого из них есть семьи и дети. А значит, каждому из этих людей нужна работа, чтобы кормить их. В конце-концов отвечать за содеянное должны те, кто на протяжении 12 лет обогащался на простых белорусах, делая миллионы за спиной у государства.