Белорусские продавцы рассказали о том, что их бесит

Белорусские продавцы рассказали о том, что их бесит

07.01.2019 в 13:03

Узнали, как выглядит идеальный покупатель в глазах кассира в гипермаркете и продавца-консультанта в магазине бытовой техники.

Ежедневно заглядывая в хорошо знакомый магазин под окнами или покупая очередной гаджет в магазине с электроникой, белорусы редко задумываются о том, какое впечатление произвели на продавца. В то же время некоторых посетителей персонал запоминает на всю жизнь (и не всегда по-хорошему). 

Как вести себя в магазине? Белорусские продавцы рассказали Sputnik, что выводит их из себя в поведении клиентов.

Люди, которые путают обслуживающий персонал с личной прислугой

Такие гости всегда будут первыми в списке тех, кто выводит продавцов из себя. К большому сожалению, для многих посетителей совершенно нормально не отвечать на приветствие, обращаться на “ты” и выдвигать какие-то требования за рамками взаимоотношений “продавец-покупатель”.

Покупатели в отделе электробытовой техники гипермаркета

Самые наглые просят кассира “сбегать” и заменить какой-то товар — мол, не заметил, что упаковка надорвана. Это не входит в обязанности кассира, но в любом магазине выполнят такую просьбу, если адресовать ее сотрудникам вежливо.

Бесятся, когда им предлагаешь помощь

Важно различать распространителей, которые стучат в дверь вашей квартиры и буквально заставляют купить утюг “ноунейм”, и продавцов-консультантов в магазинах, которые предлагают свою помощь.

Мы ничего не “втюхиваем”: такой формат общения с клиентами — одна из наших обязанностей, мы просто делаем свою работу. Зачастую консультанты вообще не преследуют цели продать хоть что-нибудь (да и зарплата не всегда зависит от количества купленного).

Мы же экономим ваше время: можем рассказать о характеристиках плиты или стиральной машины, распаковать и включить для вас смартфон и вообще значительно облегчить процесс покупки, если вы перестанете от нас шарахаться. Вы ведь позволяете продавцам в магазинах одежды приносить вещь нужного размера вам в примерочную?

Приходят в магазин пьяными

Мы не о пропойцах, которые приходят в магазин с раннего утра — те почти всегда ведут себя спокойно: просто покупают то, что им нужно, и уходят восвояси. Иногда они просят дать им в долг пару копеек или рубль и, как ни странно, почти всегда возвращают.

Гораздо хуже клиенты, которые приходят за новой порцией пятничными или субботними вечерами. Их поведение зависит от количества выпитого: либо они просто ведут себя страшно громко и ругаются матом, стоя в очереди (даже если рядом дети), либо хамят кассиру и развязывают драки.

Бросают деньги на прилавок

Очень приятно, когда покупатель кладет монеты продавцу в ладонь: мы всегда обращаем внимание на такой жест. Разумеется, это необязательно — кому-то ведь просто неприятны лишние прикосновения.

Покупательница в супермаркете, архивное фото

В любом случае ничто не мешает вам аккуратно положить мелочь в денежный лоток, а не бросать ее так, чтобы она разлеталась по всему прилавку. Складывается впечатление, что вы платите за хлеб непосредственно нам и бросили бы деньги прямо на пол, чтобы мы кинулись лихорадочно их подбирать, а вы прочувствовали свое главенствующее положение.

Начинают скандалить из-за очередей и неработающих касс

Продавцы всегда разделяют ваше негодование: абсолютно очевидно, что никому не хочется стоять 20 минут в очереди с тяжелой корзиной. Однако существует человеческий фактор: продавцы тоже болеют гриппом в сезон или увольняются по разным причинам. Порой магазину физически некого посадить за кассовый аппарат, будь их хоть два десятка.

Для персонала такая ситуация — не менее нервная, чем для покупателей: во-первых, мы очень торопимся, чтобы ускорить процесс обслуживания, во-вторых, работаем в дискомфорте — под осуждающими взглядами и в ожидании, что вот-вот разразится скандал. А в таком состоянии все невольно валится из рук.

Обманывают, торгуются или требуют скидку

Удивляли попытки провести махинации с гарантией. Серьезно, встречаются люди, которые суют старый товар в новую коробку и приносят, чтобы “вернуть”. Однажды парень принес якобы купленные пару дней назад наушники-“затычки” (мол, звук плохой), наглухо забитые ушной серой.

Еще всех продавцов страшно бесят попытки покупателей торговаться или требовать скидку. Кроме того, что желание сэкономить три рубля на телевизоре за семьсот долларов просто выглядит глупо, оно ставит в неловкое положение персонал, который вынужден объяснять очевидные вещи. Мы же не можем предоставлять скидки на товары всем, кто нам понравился!

Белорусские продавцы рассказали о том, что их бесит

Оплата продуктов на кассе

Когда появился АliЕxpress, от посетителей посыпались аргументы в стиле “там дешевле”. Непонятно, что мешает этим людям делать покупки там, раз им так больше нравится, но, если уж вы пришли в магазин, осуществлять покупки придется по правилам, одинаковым для всех.

Угрожают или пугают “знакомствами”

Продавцы почти каждый день слышат множество угроз. Наиболее частая причина конфликтов — поврежденный товар: несмотря на то, что в магазине его проверяли перед покупкой, он оказался “сломан/поцарапан, но я ничего не ломал, верните мне деньги”.

Угрожают и госконтролем, и налоговой, и даже тюрьмой; благо, большинство продавцов отлично знакомы с законом и своими обязанностями. А некоторые посетители начинают апеллировать к связям — если всех “друзей директора” собрать в кучу и показать ему, он, вероятно, очень удивится.

Дотошные “знатоки”

Покупатель запросто может разбираться в товаре лучше самого продавца: с таким можно продуктивно обсудить технические тонкости и почерпнуть полезную информацию. Мы с удовольствием встречаем таких посетителей и активно вступаем в диалог с ними.

Но есть и другие: например, те, кто просит распаковать три или четыре пары наушников стоимостью в два доллара, слушают каждые по десять минут, а попутно наставительным тоном рассказывают, что звук может отличаться в одинаковых моделях из-за различно согнутых проводов. Это перебор.

“Провокаторы” и люди, которые срываются

Есть отдельная категория клиентов, которые приходят в магазин выпустить пар перед тем, как пойти на работу и улыбаться начальникам: их возмущает, что молоко расставлено на полке не в соответствии с процентом жирности, что в наличии нет их сигарет, что продавец долго собирает сдачу со сторублевой купюры — в общем-то, их возмущает всё.

Приходят и откровенные провокаторы. Однажды в наш магазин зашел человек, который курил прямо перед торговым центром — он выпустил струю дыма прямо в лицо продавцу. В такие моменты хочется полезть в драку, но, представьте себе, сотрудники магазина должны сдерживать себя даже в таких обстоятельствах.

В целом, покупатели — элементарный срез общества, и, конечно, далеко не все люди адекватны. С опытом учишься относиться к этому менее чувствительно, к тому же, нормальных все же большинство. Позитивные моменты работы запоминаются не так ярко, но, если постараться, их тоже можно собрать в большую статью.

Обсуждение