Гомельчанин захотел себе аквариум на всю стену за $3800, а тот начал предательски хрустеть. Один день из общества защиты потребителей

Гомельчанин захотел себе аквариум на всю стену за $3800, а тот начал предательски хрустеть. Один день из общества защиты потребителей

27.08.2018 в 18:41
Василий Дубик, "Гомельские ведомости"

Бывает, покупатель приобретает бракованный товар или некачественную услугу. Пытается самостоятельно разобраться, но не всегда добивается цели. А ведь создана целая структура, призванная помогать людям в подобных ситуациях. Это Гомельская городская организация общественного объединения «Белорусское общество защиты потребителей». С её юристом Андреем Бабичем журналист «Гомельских ведомостей» провёл рабочий день. 

Фото носит иллюстративный характер

ВОЛНА ГНЕВА

Кабинет Андрея Ивановича находится в зелёном здании по улице Ирининской, 21б, что у проспекта Ленина. Но найти его удаётся не сразу. Буквально в каждой комнате чей-то офис, а нужный расположен немного дальше от входа. Добрые люди провели по коридору и указали на дверь, пояснив, что за ней защищают от пройдох. И хотя рабочее время ещё не наступило, уже собралась небольшая очередь.

Юрист пригласил в кабинет сразу несколько посетителей. Первого усадил рядом со своим столом, второй разместился чуть поодаль. Таким образом, разбор проблем слушают оба. В итоге сразу двое детально знакомятся со статьями Закона «О защите прав потребителей» и заодно получают ответы на вопросы. Нередко ситуации у посетителей схожи и связаны с недобросовестными исполнителями или ненадлежащим качеством продукции. 

Зачастую люди сначала не могут внятно объяснить, что их сюда привело. Цепляются за детали, вспоминают, как их обвели вокруг пальца, вновь переживают стресс и сбиваются с мысли. Кто-то повышает голос и даже переходит на крик. Опытный юрист даёт время прийти в себя, а случается, принимает на себя волну гнева.

Многие из визитёров волнуются, а бывают и на грани нервного срыва. Поэтому юрист сначала «работает» психотерапевтом. Предлагает успокоиться, попить воды, а если надо, то вызвать скорую медицинскую помощь.

НЕ ТОТ ДИАМЕТР

Женщина бальзаковского возраста в пух и прах разносит строителей, словно перед ней не защитник потребителя, а виновник всех её бед. Вспоминает, как в доме установили отопительный котёл и примыкающие к нему трубы. Вот только они оказались не того диаметра. Пришлось нанять других специалистов, чтобы те сделали как надо. А всё это обошлось в копеечку. Она хочет взыскать с фирмы, из-за которой пришлось страдать, как можно больше, чтобы другим неповадно было. 

По её словам, остаётся только должным образом оформить иск. Андрей Бабич предлагает ей попить воды и спокойно всё рассказать. Постепенно становится понятно, что речь идёт о некачественных работах двухлетней давности. 

И тут юрист начинает удивлять. Предлагает сыграть в игру, в которой он в импровизированном суде выступает в роли адвоката ответчика. 

– Представьте, я против вас. Докажите, что работы были проведены некачественно, – просит Андрей Иванович.

– Что тут доказывать? Ведь труба не того диаметра, – спокойно парирует посетительница.

– В 2016 году подрядчик выполнил весь объём работ по газоснабжению. С вашей стороны не было никаких претензий, вы подписали акт выполненных работ, 

– нарочито вежливо произносит юрист. – А через два года силами другого подрядчика вы демонтировали трубу и сейчас хотите взыскать убытки, моральный вред, штраф с первого подрядчика? А может, труба и тогда была нормальной? Ведь у вас нет заключения эксперта. 

Женщина бездоказательно продолжала настаивать на своей правоте. Под мощным напором юрист согласился представлять её интересы в суде. Но сначала предложил посетительнице подписать договор с Гомельской городской организацией общественного объединения «Белорусское общество защиты потребителей». В нём оговаривается, что юридические услуги будут предоставлены бесплатно. При этом предупредил, что в случае проигрыша посетительница сама понесёт материальный ущерб, сумма которого может составить, к примеру, 1000 рублей. Более того, предложил проконсультироваться у другого юриста. Чтобы собраться с мыслями, дама удалилась.

БЛЕСК ПОТЕРЯН

Одно дело, когда по решению суда расплачивается юридическое лицо, у которого есть средства, и совсем другое, когда обычный человек теряет часть семейного бюджета. Андрей Бабич рассказал, как одна гомельчанка только за одну экспертизу заплатила огромную сумму. 

Женщина услышала, как представители общества потребителей утирают нос своим оппонентам, и захотела присоединиться к числу победителей. По её мнению, пластиковые рамы в её квартире не отвечают потребительским свойствам. Цвет не кристально белый, а с желтизной.

С помощью юриста общества пошла подготовка к процессу. Были направлены необходимые претензии на множестве листов, но изготовитель окон не стал объясняться с потребителем, решив отстаивать свою правоту в суде. 

В ходе судебного заседания подробно высказалась каждая из сторон. Фирма заверила, что качество соответствующее, а гомельчанка заявила обратное. Высокий суд верит не словам, а фактам, поэтому обратился к профессионалам с просьбой об экспертном заключении. 

К исследованию подключили целую группу специалистов, которые взяли образцы в квартире у заявительницы, сравнили их с показателями, указанными в технической документации при изготовлении, сделали множество анализов. В результате тщательной работы, которую, к слову, оценили в 1000 рублей, был составлен отчёт на более чем 50 стандартных листов. Вывод оказался неутешительным для заявительницы. Для неё изготовили именно то, что она заказывала.

Стоит сказать, что гомельчанке довольно дёшево достались пластиковые рамы. В данном случае, как подтвердили эксперты, цена соответствовала качеству. Кроме того, окна заявительницы прослужили ей два года и, естественно, потеряли первоначальный блеск. Суд вынес решение на основании действующего законодательства и экспертизы, стоимость проведения которой оплачивает проигравшая сторона. 

ПУСТО НЕ БЫВАЕТ

На освободившийся у стола юриста стул присела пожилая женщина. Со слезами на глазах начала рассказывать историю долгой и трудной жизни. Её также пришлось успокаивать. Женщина сетовала, что из-за покосившейся крыши частный дом пришёл в негодность, и ей нужно где-то перезимовать. Во время беседы выяснилось, что горисполком принял решение о выделении гомельчанке места в общежитии. Но она, испугавшись за оставленное без присмотра на подворье добро, осталась дома. А тут стало холодать.

Андрей Бабич предложил ей помочь написать заявление в КЖРЭУП о предоставлении места в общежитии. Когда женщина ушла, объяснил, её проблема не входит в сферу компетенции общества защиты потребителей. Но, понимая тяжёлое положение жительницы областного центра, решил пойти ей навстречу.
Очередное обращение касалось качества изготовления мебели. Индивидуальный предприниматель взялся изготовить набор для кухни. Взял 400 рублей, но в оговоренный срок обещанного не выполнил. К слову, на этого же самого бизнесмена по той же причине уже жаловались три человека. 

Юрист предложил направить изготовителю письменную претензию и подождать две недели. Если он не отреагирует должным образом, то снова приехать в общество защиты потребителей и заключить договор. Дальше интересы потребителя безвозмездно будет представлять юрист общества. Поясним, если суд удовлетворит требования потребителя, то стоимость услуг юриста будет взыскана с ответчика. 

Ещё три заявления в этом году по качеству дверей к одной известной в Гомеле компании. Невысокие цены позволили им набрать большой пакет заказов. Вероятно, в погоне за прибылью решили не отказываться от клиентов. 

АКВАРИУМ НА ВСЮ СТЕНУ

Недавно Гомельское городское общество защиты потребителей обратилось в суд за решением о временном ограничении выезда одного предпринимателя за границу. А история началась ещё в прошлом году, когда житель города над Сожем попросил бизнесмена сделать аквариум на всю стену кухни. 

Уникальный заказ стоимостью 3,8 тысячи долларов США был выполнен, и комнату украсила огромная стеклянная ёмкость. Её заполнили водой и растениями, а потом запустили живность. Была подключена система очистки воды, налажена подсветка. В общем, было сделано много чего для украшения интерьера. 

К сожалению, водный мир недолго радовал супругов и их детей. Вскоре аквариум стал издавать какой-то хруст. Семья испугалась, что весь объём жидкости выльется прямо на них.

К счастью, огромное стекло не лопнуло, непонятный звук вроде исчез, но огромный аквариум уже не радовал. Хозяин ёмкости обратился к изготовителю, а когда тот не исправил оплошности, пошёл в городскую организацию Белорусского общества защиты потребителей.

Мужчина рассказал юристу, что перестал спать по ночам. Боялся, вдруг аквариум развалится и волна накроет детей, супругу и дорогую мебель.

На основании заключения эксперта суд стал на сторону владельца аквариума и взыскал в пользу покупателя 3,8 тысячи долларов. Кроме того, изготовителя обязали оплатить 250 рублей за нанесённый семье моральный вред. А ещё в местный бюджет от него должно поступить 3,8 тысячи долларов. 

Так как предприниматель в определённый срок не выполнил судебное решение, к нему и применили «стимулирующие» меры, связанные с временным ограничением выезда за рубеж. 

НЕ НУЖЕН БЕРЕГ ТУРЕЦКИЙ 

Порядочные организации сразу реагируют на претензию клиента. Они берегут репутацию и не доводят дело до служителей Фемиды. Здесь же и серьёзная материальная сторона, пояснили в обществе защиты потребителей. 

Кроме возмещения стоимости работ, придётся нести другие издержки, в числе которых – моральные. К примеру, фирма взялась нанести на каменную стелу портрет супруги заказчика. Однако у каменотёсов не получилось создать нужное заказчику рельефное изображение. Более того, они испортили каменную плиту. 

Заказчик написал на двух листах претензию, на которую так и не получил ответа. Оформленная юристом общества защиты потребителей претензия заняла пять листов. В ней были чётко прописаны суммы, которые придётся платить. В их числе – взыскание в местный бюджет 100 процентов суммы, присуждённой в пользу потребителя.

В считанные дни заказчик всё исправил: увёз испорченную стелу, а на её место поставил новую именно с таким портретом, какой просил гомельчанин. Проблема была решена в досудебном порядке. 

Практически каждое десятое обращение в городское общество защиты потребителей разрешается мировым соглашением, пояснил Андрей Бабич.

Последние материалы, поступившие в общество, связаны с оздоровлением за рубежом. Гомельчанка оплатила круглую сумму за себя и двух детей, но за границу выехать не смогла. Не выпустили детей, так как у них не было паспортов. Женщина убеждена, что турфирма должна была предупредить о необходимых документах. Гомельчанка намерена взыскать с организаторов несостоявшегося отдыха стоимость семейного тура и большую моральную компенсацию.

Метки:

Обсуждение