"Я говорю, вы с ума сошли?" Женщина хотела продать дом на Гомельщине, а узнала, что 40 лет живёт под чужой фамилией

“Я говорю, вы с ума сошли?” Женщина хотела продать дом на Гомельщине, а узнала, что 40 лет живёт под чужой фамилией

01.06.2021 в 13:52
Жанна Гавриленко, "Ранак"

40 лет Мария Устименко жила и работала под одной фамилией. В момент, когда 75-летняя женщина собралась продать свой дом в Чирковичах, оказалось, что сделку заключить невозможно. Фамилию, по данным загса, Мария Фёдоровна должна была поменять после развода в 1981 году. Дочка пенсионерки уверена, что много лет назад сотрудники госорганов совершили ошибку, выдавая документы, и теперь у семьи срывается сделка по продаже дома.

— Мы решили продать дом мамы в Чирковичах, — рассказывает дочь Марии Фёдоровны Алла Устименко. — Третью зиму она живет у нас под Минском, сюда привожу её только на лето. Нам сейчас нужны деньги, а во дворе, где стоит дом, разрушается сарай, его нужно сносить, иначе дадут штраф. Нашли покупателя. Всё это нужно оформить как можно быстрее.

Для заключения сделки нотариус сказал семье взять справку из загса, чтобы понимать, была ли Мария Фёдоровна в браке на момент вступления в наследство в 1987 году.

— Я обратилась в Светлогорский загс. Мне, говорю, нужна справка, что мама на 14 мая 1987 года не была замужем, именно в этот период она вступила в права и стала хозяйкой дома, — уточняет Алла Устименко. — С батькой мама развелась в 1981 году, но свидетельство о расторжении брака утеряно. Нам в загсе объясняют, что надо идти менять паспорт, так как он недействительный. Мама в их книге актов числится под девичьей фамилией, потому что после расторжения брака, мол, изъявила желание её вернуть. Ну, может, их сотрудник (загса) ошибся. Я говорю, докажите, что мама хотела быть Шкодой, где её заявление (на смену фамилии)? Мне отвечают, что заявление хранится пять лет и у него их нет. Тогда дайте мне нужную справку. Мне предложили поменять паспорт с фамилии Устименко на Шкода, а потом обратно.

— Я говорю, вы с ума сошли? Моя мама с 1981 года числится под фамилией Устименко. Она работала начальником отделения связи в Чирковичах. Подписывала кучу документов, выдавала пенсии. В 1998 году ей выдали новый паспорт, и всё было нормально. Сейчас, когда мне нужно продать дом и понадобилась справка, оказывается, мама жила под чужой фамилией!

Алла Устименко ждала, что её вопрос решат на месте и быстро, потому что женщина уже нашла покупателя на дом.

— Мне вымотали всю нервную систему. Я привезла в загс маму, которая написала заявление с просьбой исправить ошибку в их бумагах. Говорю начальнице: вот перед вами живой человек, у нее на руках все документы – пенсионное удостоверение с фамилией Устименко, трудовая книжка, паспорт, где написано, что она Устименко. Нам говорят – нет. Почему?!

Кто ошибся?

По документам, которые есть в загсе, Мария Фёдоровна после развода взяла добрачную фамилию, объяснили Алле Устименко. Но заявления о смене фамилии в госоргане нет, поскольку оно уничтожено по срокам давности. Нет и свидетельства о разводе, которое могло бы прояснить ситуацию – документ семья утеряла. Зато, говорят, есть актовые записи, в которых бывшие супруги поставили подписи, а в них сказано, что после развода женщине присваивается фамилия Шкода.

Мария Устименко подала заявление, в котором отметила, что не согласна с указанной в документах загса фамилией, а в сельсовете была допущена ошибка при оформлении бумаг.

Для того, чтобы установить ошибка это или нет, сотрудники загса собирают пакет документов, затем вынесут заключение – признать её или нет. Случай, как у семьи Устименко, не единичный. Люди берут документ при регистрации брака или оформлении развода, в котором указано о смене фамилии, но потом много лет её не меняют и не получают новый паспорт. Хотя не исключена вероятность, что в случае с Марией Фёдоровной ошибку допустила работник сельского совета, в котором регистрировалось расторжение брака: в одном документе написала одно, во втором — другое и выдала на руки людям, поэтому они спокойно жили все эти годы.

В Светлогорском загсе комментировать ситуацию журналистам отказались.

Какой выход у семьи есть сейчас?

Если после разбирательств станет понятно, что загсом была допущена ошибка, её признают. Если ошибки не было, Марии Фёдоровне в суде придется обжаловать действия загса и отказ о внесении исправлений в запись, доказывать, что она при расторжении брака не хотела брать девичью фамилию. Когда суд примет решение внести исправления в актовую запись о расторжении брака, присвоить фамилию Устименко, всё выполнят. А сейчас нет возможности установить фактическую личность, потому что есть разночтения между документом, который есть у Марии Фёдоровны на руках, и документом, который хранится в загсе.

Дочь пенсионерки записалась на прием к депутату, женщина даже готова пойти на встречу к президенту, считая, что решение её вопроса затягивают.

— Вы передайте боль людскую: мне сейчас нужно бросить два гектара земли в деревне, где живу, и ехать в суд в Светлогорск с пожилой мамой.

Обсуждение