"Чтобы не спорить у дверей УКС": зачем гомельчане организовали очередь на квартиры

“Чтобы не спорить у дверей УКС”: зачем гомельчане организовали очередь на квартиры

26.07.2019 в 12:57
Ольга Астапенко, "Гомельские ведомости"

Уже лет пять в Гомеле существует народная очередь на жильё. Каждый четверг в 19:00 при любой погоде на набережной у «Лодочника» собираются те, кто хочет купить заветные квадраты. Мы пришли на собрание и записались в очередь на квартиру в доме по улицам Рогачёвской–Кирова. 

Первый пошёл, второй пошёл

Это собрание – последнее перед тем, как прийти в УКС и написать заявление. К семи все должны быть на месте. Цель сбора – отметиться и не потерять свой порядковый номер. Перекличку начинает старший в группе Сергей Калиновченко. В руках – тетрадь с фамилиями и телефонами потенциальных жильцов дома. 

На этот дом в народной очереди числится 30 человек. Борьба идёт за 40 квартир в одноподъездном доме. Правда, две из них – социальное жильё, так что, получается, за 38. В основном в спросе «однушки» и «двушки», поэтому больше шансов купить долгожданную квартиру с нужным метражом и удобным расположением на этаже, конечно, у тех, кто в начале списка. 

– Чем займёмся на досуге, милый?
– А давай станем в народную очередь…

В такой очереди можно отстоять от нескольких месяцев до нескольких лет. Она одна на весь город. Принцип такой: сдаётся дом в эксплуатацию – первые по списку пошли, сдаётся ещё дом – следующие пошли. Не понравились район, дом, не хватает денег или появились другие причины – переходишь в очередь на следующий дом. 

И так далее. 

– А я вот несколько лет жду, именно в этот дом по Рогачёвской хотел, – говорит мужчина из очереди. 

– А можно сегодня записаться? – спрашиваю у старшего.

– Записывайтесь, вы – 31-я на квартиру в этом доме будете, – говорит Сергей Владимирович. 

– Я же в УКС на очереди не стою… 

– Причём здесь УКС? Вы потом заходите по этому списку в УКС, вам дают документы, вы выбираете квартиру. 

Оставляю свои контакты, пишу, какую квартиру в доме хочу получить, этаж. Вот и всё – я в очереди. Мне присваивают номер. Не запомнила, но получилось где-то ближе к шести тысячам.  

– Не пугайтесь этой цифры. Я, к примеру, 5643-й, – вступает в разговор другой мужчина. – Но на самом деле там гораздо меньше. Номера эти ведутся «сплошным» методом с тех пор, как очередь появилась, а это уже пять лет. 

Нешуточные страсти

Такая очередь в Гомеле – это чисто народная инициатива. К ней не имеют отношение ни УКС, ни власть. И сформировалась она не на пустом месте. 

Как известно, жильё в Гомеле строят несколько частных застройщиков, а также ДСК и три управления капитального строи­тельства – областное, города Гомеля и Гомельского района. Считается, что у последних самое доступное по цене жильё. Когда спрос на УКСовские квартиры стал превышать предложение, начался нешуточный ажиотаж. В день приёма заявлений иногда доходило до рукоприкладства. Приходилось вмешиваться милиции. В результате люди, которые не смогли подать заявление на квартиру в очередном доме, решили ждать следующего дома организованно. 

– Представьте, сорок квартир дали, а вы сорок первые. Что дальше? Опять биться у дверей УКС? Вот люди и решили – давайте не драться, а соберёмся и выстроим некую очерёдность, – говорит Сергей Калиновченко.  

Постепенно люди начали систематизировать очередь, появился единый список. 

Все вновь прибывшие стали записываться в хвост. Так появилась народная очередь, законы которой, кстати, строги, но при этом демократичны. Всё отлажено и работает чётко.

Три «прогула» – в конец списка

Каждый четверг в семь вечера – собрание. Не пришёл три раза – потерял свою очередь. Можно, правда, родственников подключать. Главное – чтобы они побывали возле «Лодочника» и назвали свой порядковый номер. Если человек решил вернуться в очередь после трёх «прогулов» подряд, его запишут в конец списка. 

За списком очередников следит старший в группе. Он выбирается из числа таких же покупателей квартир. Это человек, готовый взять на себя весь груз ответственности. Головной боли здесь предостаточно – переклички, звонки, отчёты. А потому найти старших очереди – большая проблема. 

Сергей Калиновченко в очереди на дом по Рогачёвской – десятый. Хотя многие шутят, что мог бы как старший и первым себя записать. Однако здесь всё прозрачно – любой может проследить за тем, как формируется очередь. Для старшего никаких поблажек. Хотя бы раз за всё время пребывания в очереди необходимо отбыть дежурство возле УКС или ДСК. Это делается сразу после выхода декларации. Люди круглосуточно дежурят вплоть до дня приёма заявлений, это примерно неделя. Задача дежурных – встречать новичков, разъяснять принцип очереди и записывать туда желающих. 

Заявления пишут, потом отказываются. 

Естественно, многие не знают об этой очереди, возникают недовольство, конфликты. УКС Гомеля в эти процессы не вмешивается, им неважно, кто купит квадратные метры. 

– Я не знала про народную очередь. Позвонила в УКС, там сказали: приходите в день подачи заявления, приём по живой очереди. А потом знакомая объяснила, что очередь уже давно сформирована – в ней люди месяцами стоят. И они не пропустят меня, – возмущается женщина из очереди.

– Постойте, я с зимы на собрания хожу. А вы впереди меня хотите… – разводит руками Алеся, молодая женщина, которая попросила не называть фамилию. 

Алеся в очереди полгода. Говорит, что это позволяет потенциальным покупателям, во-первых, не толкаться у дверей УКС, во-вторых, подстраховаться – они получат свои заветные «квадраты». 

– Да и записаться просто – говорит она. – Можно вот как вы, к «Лодочнику» в семь вечера в любой четверг подойти – по большой группе людей легко сориентироваться.

– Да ерунда всё это, – вмешивается в разговор молодой человек. – Квартиры всегда есть в наличии. Отказников много. Заявление напишут, потом отказываются. 

Но какие бы ни велись споры, всё обычно решается цивилизованно. Иначе народная очередь не перешагнула бы свой пятилетний рубеж. 

…Ухожу в самый разгар собрания, когда начинается перекличка. До меня дозвонились, поскольку я была в списке, но на перекличке отсутствовала. Спросили, буду ли дежурить в УКС? На моё «нет» вежливо сказали, что меня вычёркивают из списка. Всё строго.

В понедельник, день приёма заявлений, в УКС города Гомеля было спокойно. Сюда пришли все из списка на дом по улицам Рогачёвской-Кирова. Запускали по одному согласно очереди. 

Алеся, которая прошла весь путь покупки УКСовской квартиры, говорит, что народная очередь – хорошее решение. Скоро у неё будет своё жильё.

Ажиотаж оправдан или нет?

Как пояснили в УКС города Гомеля, спрос на квартиры зависит от цены и месторасположения дома. 

УКС города Гомеля сейчас строит четыре долевых дома на коммерческой основе. Два из них в Центральном районе: по улице Докутович и по улицам Рогачёвской-Кирова. И два дома в Советском: в районе улиц Богдана Хмельницкого-Быховской и дом по улице Пенязькова в микрорайоне № 59 (Шведская Горка). 
И если в отношении домов в Советском районе особых страстей по продаже квартир не наблюдалось, то в день приёма заявлений на дом № 3 по улице Докутович под дверями УКС произошла драка.

Всего на реализацию в этом доме поступило 145 квартир. В первый день приёма заявлений, 21 мая, было принято порядка 100 заявлений. В итоге 25 «однушек», «двушек» и «трёшек» до сих пор свободны.

Свободные квартиры имеются и во всех вышеназванных домах.

Востребованные дома. Планируется небольшой квартал домов по улице Докутович на месте снесённого частного сектора. 

В разделе «Жильё» 

В настоящее время жильё в Гомеле строят четыре государственных заказчика – Гомельское областное УКС, УКС города Гомеля, УКС Гомельского района, Гомельский ДСК. А также несколько частных застройщиков. 

Всю информацию о свободных квартирах и декларации о планируемых к возведению многоэтажках можно посмотреть на сайте каждого застройщика. Также действует единый центр продаж квартир на базе областного УКС. На сайте Гомельского горисполкома в разделе «Жильё» размещены все проектные декларации на строительство жилых домов по каждому застройщику.

Метки: