Как в Гомеле занимаются огранкой алмазов стоимостью в несколько тысяч долларов

Как в Гомеле занимаются огранкой алмазов стоимостью в несколько тысяч долларов

22.08.2023 в 13:41
Марина Северьянова, "Республика", фото: Иван Яриванович

Модернизация единственного предприятия Беларуси по обработке алмазов открыла новые перспективы.

Золотой стандарт огранки

ОАО «Гомельское ПО «Кристалл» — управляющая компания холдинга «КРИСТАЛЛ-ХОЛДИНГ» завершает крупнейшую в своей 50‑летней истории модернизацию — благодаря новому оборудованию и внедрению современных технологий огранки предприятие успешно конкурирует с мировыми производителями бриллиантов. Вложения в сумме более 16 миллионов рублей кредитных ресурсов Банка развития, инвестиционного фонда и собственных средств дали ему новый импульс для развития. Сейчас идет заключительный этап техперевооружения алмазообрабатывающего, а также ювелирного производств, который финиширует в 2024 году.

Егор Колесников — специалист уникальный: для глубокого освоения профессии огранщика требуется не менее двух лет

57 граней бриллианта

В Беларуси нет больше ювелирных производств, которые бы занимались не только выпуском изделий из драгоценных металлов, но и огранкой алмазов. В день, когда мы пришли на предприятие, сюда как раз привезли пять станков для лазерной обработки этих драгоценных минералов. Пусконаладочными работами занимаются специалисты из страны-производителя — Индии. Новое оборудование запустят в эксплуатацию уже в этом месяце.

— Оно позволит полностью изменить технологию обработки бриллиантов — станки автоматизируют процессы распиловки и огранки камней, — уточнил заместитель генерального директора Игорь Панфилов. — Три из пяти станков могут выполнять по четыре операции подряд, обрабатывая поочередно площадку, верх, низ и рундист (поясок по периметру наибольшего сечения бриллианта, делящий его на нижнюю — павильон, база и верхнюю — корона — части. — Прим. ред.) бриллианта. Специалисту останется лишь нанести на камень 57 граней. Кстати, именно такое количество считается золотым стандартом огранки камня, которая так и называется — бриллиантовой.

Ежегодно «Кристалл» перерабатывает около 250 килограммов золота и производит примерно 10 тысяч карат бриллиантов

На остальных двух станках будет производиться распиливание алмазов.

— Модернизация нашего производства в рамках инвестиционного проекта началась в 2015 году — последний этап завершится в 2024‑м. Целью было компактное размещение всех производств на единой промышленной площадке, реконструкция корпусов, замена действующих и прокладка новых инженерных сетей и коммуникаций, техническое перевооружение производства, создание благоприятных условий труда, — перечисляет Игорь Панфилов. — Оборудование закупается у лидеров среди производителей ювелирной отрасли в Германии, Италии, Китае, Индии.

Инвестпроект предусматривал не только изменение подходов к обработке камней, но и выпуск новых видов продукции. Так, осенью 2022 года «Кристалл» приступил к производству мерных слитков от одного до 100 граммов — для этого создается отдельный участок. Заказчики золотых слитков — Министерство финансов и Национальный банк.

В общем объеме выпускаемой продукции ювелирные изделия занимают 75 процентов, остальные 25 — обработка алмазного сырья и производство бриллиантов. Ежегодно «Кристалл» перерабатывает около 250 килограммов золота и производит примерно 10 тысяч карат бриллиантов. Каждый год разрабатывается и внедряется в ювелирное производство около 300 новых моделей.

Если все золото реализуется на внутреннем рынке, то около 80 процентов алмазной продукции отправляется на экспорт — преимущественно она поставляется в Российскую Федерацию, Армению, Индию, Объединенные Арабские Эмираты. В целом за первое полугодие экспорт товаров составил примерно 26 миллионов 400 тысяч долларов США, темп роста к аналогичному периоду 2022-го — 170,5 процента.

Династии огранщиков

Специалисты завода уникальны, ведь для глубокого освоения мастерства огранщика требуется не менее двух лет. Всего на «Кристалле» работают более 450 человек, в целом в холдинге — вдвое больше.

Мы на участке огранки бриллиантов. Если кто-то думает, что алмаз сразу обрабатывается на станке, то это не так. Сначала камень сканируется и в компьютерной программе создается объемная его 3D-модель, затем решается, как он будет обрабатываться: при помощи медного диска с алмазным напылением или лазером. Далее заготовка размечается, распиливается, обдирается алмазным диском.

— Все нужно делать четко: если обдирка камня будет произведена неправильно, то обратной дороги нет, назад ничего не соберешь и не склеишь. Алмаз — это углерод, он может стать как дорогим бриллиантом, так и сажей графита, — объясняет начальник производства бриллиантов Игорь Рабус. — На каждой технологической операции должен работать профессионал, ведь если обдирщик ошибется с диаметром, масса бриллианта и, соответственно, его стоимость будут ниже.

Александр Швайликов обдирщиком алмазов трудится более 30 лет, за эти годы много раз по результатам отраслевых соревнований становился лучшим в профессии. За смену обрабатывает до 100 алмазов.

— Самое главное в моей работе — усидчивость, серьезное отношение к своему делу и наличие объемного мышления, — перечисляет профессиональные качества специалист. — Посмотришь на камешек и уже понимаешь, где должен проходить рундист, а под какими углами — верх и низ бриллианта.

Александр ШВАЙЛИКОВ обдирщиком алмазов трудится более 30 лет

На цену камня влияют пять параметров: масса, цвет, чистота, форма и качество огранки. Какой будет огранка камня, смотрят по форме алмаза. Если овальная, то один круглый бриллиант делать из него невыгодно — будут большие потери. В таком случае из кристалла изготовят два круглых или один продолговатый.

Игорь Рабус уточняет:

— Всегда нужно думать о том, чтобы было как можно меньше отходов, ведь использовать их в дальнейшем некуда, потому что это не золото, которое можно собрать буквально из пыли и переплавить.

У меня в руке как раз такой продолговатый алмаз — себестоимость кристалла составляет около полутора тысяч долларов. Кстати, самые дорогие серьги с крупными бриллиантами и россыпью мелких в фирменном магазине предприятия стоят около 56 тысяч рублей.

Продавцы говорят, что и на такие изделия находятся покупатели.

В последние годы «Кристалл» активно развивает промышленный туризм. Экскурсии на предприятии бывают буквально каждую неделю: приезжают семьи, школьники, студенты, будущие бизнес-партнеры, максимальная группа составляла 45 человек. Причем это люди не только из Гомельской области, но и из других регионов Беларуси, а также зарубежья.

— Это и отличная профориентационная работа, — уверен Игорь Панфилов. — У нас непростое производство, нужно много практики, чтобы научиться огранке бриллиантов, но люди, которые приходят сюда, влюбляются в эту работу и остаются на десятилетия.

Если все золото реализуется на внутреннем рынке, то около 80 процентов алмазной продукции отправляется на экспорт: красоту и качество изделий покупатели оценили по достоинству.

И мы тут же находим подтверждение этим словам. Егор Колесников — огранщик, этой же работе на «Кристалле» много лет посвятили его дедушка, бабушка, отец и дядя. Молодой специалист устроился сюда полтора года назад.

— С самого детства слышал, как родители рассказывали о своей работе, об огранке камней — и мне тоже хотелось превращать невзрачные камешки в произведения искусства, — вспоминает Егор Колесников. — В начале смены я получаю необработанные алмазы, на которые мне нужно нанести грани. Пока тружусь медленно, но это не та работа, где нужно спешить. Да, огранка — дело непростое, требует большой сноровки, но мне все очень нравится, с удовольствием буду совершенствоваться в профессии и дальше.

Размер бриллиантов — от миллиметра до сантиметра. Самый ходовой ассортимент — от двух до пяти миллиметров, он составляет до 80 процентов производимой продукции. Каждый сотрудник, работающий с алмазами, получает заготовки под подпись и должен очень внимательно следить, чтобы ни один не потерялся. Максимальная внимательность и острое зрение в таком труде — приоритет. Чтобы произвести огранку миллиметровых бриллиантов общим весом два карата, одному специалисту нужен месяц.

— Сырье закупается у надежных российских поставщиков, оно имеет высокую стоимость, поэтому чем выше мастерство специалистов и современнее технологии огранки, тем ощутимее прибыль, — резюмирует Игорь Рабус.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.

Метки: