«Я попросил только тысячу рублей на пять лет…» Как мужчина из Гомельской области угодил «в долговую» яму кредитного брокера

«Я попросил только тысячу рублей на пять лет…» Как мужчина из Гомельской области угодил «в долговую» яму кредитного брокера

20.03.2023 в 22:07
Андрей Липский, "Ранак"

Житель Светлогорского района Александр Пилипейко искал возможность получить небольшой кредит в банке, а угодил в «долговую яму» ООО «Прокредит». В администрации кредитного брокера считают, что услуги ООО «Прокредит» реально помогают людям, а негативные моменты бывают в любой сфере деятельности.

История Александра

— Зачем я поехал туда, а не в банк? Думал, так быстрее будет… У нас на начало года образовалась небольшая задолженность по свету, за телефоны. В январе мы с сыном лежали в Светлогорске в больнице, и он в интернете наткнулся на эту рекламу [ООО «Прокредит»]. Он туда написал консультанту, потом мне перезвонили. Позвонил парень, сказал, что они рассчитали сумму, и под какие проценты мне могут дать деньги. Ладно, говорю, хорошо. Потом мне перезванивает их жлобинская сотрудница Дарья: «Приезжайте, оформим». Я ехал в уверенности, что там мне оформят кредит.

Для беседы с корреспондентом 41-летний Александр Пилипейко специально приехал в Светлогорск из небольшой деревни Верхлесье, что находится за 40 километров от нашего города в направлении посёлка Паричи.

На встречу Александр пришёл с «группой поддержки» — сестрой Юлией, которая всецело погрузилась в проблему брата. По словам Александра, их семья из 5 человек последнее время выживала на 600 рублей в месяц, которые складывались из пособий: супруга Александра сейчас в декретном отпуске, а сам он был оформлен по уходу за сыном-инвалидом. Из хозяйства только куры да собака. Несмотря на это, Пилипейко до января этого года как-то удавалось выкручиваться без обращения за кредитами («Так, рассрочки в магазинах, телефоны покупали в А1 да в 5 элементе»), а потому о работе банков глава семьи имеет довольно смутное представление. ООО «Прокредит» действует в Беларуси уже почти десять лет, позиционируя себя как посредника между клиентами и банком. В общем, кредитный брокер, не более.

— Я попросил только 1000 рублей на 5 лет, — рассказывает Александр. – Они мне рассчитали, что платить придётся по 12 рублей в месяц. 20 января я поехал в Жлобин, чуть нашёл их офис. Это маленькое помещение, в котором сидят две девочки. Дарья сразу стала писать, что-то заполнять, ничего не объясняя. И уж точно не говорила, что мне самому придётся по банкам бегать, и так далее. Составила. Ну, думаю, раз вы мою кредитную историю проверили, то и одобрите мне. Ну, и подписал договор. Признаюсь, особо не вчитывался… И потом только она мне объяснила, что мне надо пойти по этим вот банкам.

Согласно условиям договора (копии документов есть в нашей редакции), Исполнитель («Прокредит») обязуется оказать консультационные услуги, а Заказчик (Александр Пилипейко) обязуется их оплатить «при условии получения Заказчиком финансовой услуги в рекомендованном Заказчику банке». Стоимость своих «консультационных услуг» ООО «Прокредит» оценило в 600 рублей. В списке, предоставленном Александру в офисе ООО «Прокредит», значатся БелВЭБ, ВТБ, Беларусбанк, Белинвестбанк и МТБанк. То есть, если Александр Пилипейко получает в любом из них кредит (напомним, он просит 1000 рублей), то 600 рублей в трёхдневный срок должен перечислить кредитному брокеру.

— Думал, нормально будет, — говорит Александр. – Но даже и в мыслях не было, что им 600 рублей придётся отдавать. Не думал, не объясняли…

Там же, в Жлобине, Пилипейко зашёл в отделение банка ВТБ, однако, изучив его документы, там ему в кредите отказали. Тогда Александр направился в отделение Беларусбанка.

— Зашёл, стал спрашивать. Там девушки попались хорошие, понимающие. Говорят мне, что у них уже такая ситуация была, и женщина «попала на деньги». Посоветовали мне сейчас же вернуться и написать отказ. Я прямой наводкой в «Прокредит», и написал заявление на отказ от их услуг. Видно было, что они не хотели, но заявление приняли. Сказали месяц ожидать уведомления о расторжении.

— Я считаю, что это рассчитано на людей, которые во всём этом не разбираются, не понимают, — вступает в беседу Юлия. – Кто туда идёт? Люди в тяжёлом положении, которым срочно нужны деньги. Много народу на них жалуется. Только в группе в Вайбере таких 30 человек…

Ситуация анекдотическая: «денег не было и нет, да ещё и должен остался». Однако Александру было не до смеха: долги за связь и коммуналку никуда не делись, лечение сыну не помогает…

— Меня просто прижимало, я с ребёнком в больнице лежал, денег нет, — говорит он. – В Светлогорске пошёл в Беларусбанк, и мне одобрили. А так как они («Прокредит») имеют доступ к моей кредитной истории, они об этом узнали. Звонят мне: «Вы взяли кредит». И они считают, что тем самым мне услуга оказана.

А затем в семье Александра случилось горе – умер сын.

— Мы мальчика похоронили 27 февраля, а 28-го Саше приходит претензия, что он должен заплатить [посредникам] те деньги плюс пеня – всего 734 рубля, — рассказывает Юлия. – Он мне звонит ни живой ни мёртвый, просто в шоке был. Я, разумеется, стала им звонить. Чуть дозвонилась. Они мне твердят: «Вам оказали услугу!».

«Я попросил только тысячу рублей на пять лет…» Как мужчина из Гомельской области угодил «в долговую» яму кредитного брокера

— Какой я вывод для себя сделал? Не надо лезть куда не надо! – говорит Александр.

Пилипейко считают, что они кредитному брокеру ничего не должны, и намерены отстаивать свою позицию. Однако ни к адвокатам («Там сказали: «Консультация 50 рублей, если брать в работу документы – 100 рублей. И дальше – больше»), ни в суд идти не собираются.

— Вы знаете, то, что мы в этой яме оказались – это ещё ерунда, — поясняет Юлия желание предать огласке свою семейную историю. – Наша цель сейчас: предупредить других. Ведь сколько людей ещё могут туда попасть по незнанию.

Комментарий кредитного брокера

Мы обратились за комментарием в центральный офис кредитного брокера, и вскоре со мной связалась заместитель директора по продажам ООО «Прокредит» Ольга Моисеенко. Приведу наш диалог, опуская незначительные детали.

— Ольга, расскажите, пожалуйста, как развивалась ситуация, если смотреть на неё с вашей стороны?

— Клиент пришёл к нам в офис утром 20 января. Наш специалист Дарья проанализировала его кредитную историю, рассчитала ему ежемесячные платежи, озвучила ему все наши условия. Клиент согласился, и только после этого он подписал договор. Обращаю ваше внимание на этот факт, зафиксированный нашими средствами аудио- и видеорегистрации. Это наша обычная практика, чтобы иметь доказательную базу правоты наших действий в случае разбирательств. Консультация у клиента была по 5 банкам. При первичном обращении он получил отказ. Потом он отправился в Беларусбанк, откуда вернулся [в наш офис] и сказал, что ему одобрено. В этом банке, по какой-то непонятной нам пока причине, специалист банка порекомендовал ему расторгнуть договор с нами. Скорее всего, это было какое-то личное желание менеджера этого банка, но почему этот сотрудник ввёл в заблуждение нашего клиента, непонятно. Это тоже спорная ситуация, но повлиять на эту ситуацию наша компания не может. [Он пожелал расторгнуть договор] и мы, как и положено по закону, его заявление приняли и провели консультацию с клиентом о том, что ему необходимо дождаться в течение 30 дней ответа от компании о расторжении договора. На этот счёт также имеется аудио- и видеозапись. Клиент не дожидается расторжения договора, идёт в банк и забирает этот кредит. Мы расцениваем это так: клиента всё устроило, он захотел воспользоваться нашей услугой и взять эти деньги. Всё, сделка закрыта.

— Александр утверждает, что у него тогда была настолько сложная жизненная ситуация, что ждать ещё месяц было совершенно невозможно… И он уверен, что ему одобрили бы кредит и без вашего посредничества. 

— Мы уже 10 лет на рынке, и действительно верим в то, что мы помогаем людям. Но у нас, как и у любой компании, есть отрицательные отзывы. И это, в принципе, нормально, какую сферу ни возьми. Кому-то будет нравиться всё, но всегда может появиться тот, кому что-то не понравится. Но мы максимально верим в продукт, который продаём. Возможно, люди, которые ещё не сталкивались с этим, не обращались за кредитами, не понимают всей ценности этой услуги. Потому что большинство людей, которые к нам приходят, уже походили по банкам, получили множество отказов. Они уже не знают, что делать, не понимают, как исправить ситуацию, как улучшить свою кредитную историю и т.д. Банк ведь просто присылает отказ, не объясняя причины. В том и заключается ценность нашей услуги. К нам недавно обратился мужчина, который, по его словам, прошёлся в Минске по «аллее банков», зашёл в пять из них, и всюду получил отказ. Пришёл и спрашивает: «подскажите, что делать?». Мы направили его в банк, и ему в тот же день выдали деньги.

Я понимаю, возможно, что когда наш клиент приходит в банк, и ему говорят: «Зачем вы пошли к брокеру, получили бы у нас кредит и так». Это не факт. Сколько было случаев, что человек приходит в банк и получает отказ, а когда мы его направляем туда же – он получает одобрение. Мы говорили, где у него текущая просрочка, которую стоит погасить, или где у него какой-то ломбард, и его можно закрыть. И этого бывает достаточно для того, чтобы в одном и том же банке получить и отказ, и одобрение.

— Александр рассказывает, что при разговоре с вашим специалистом по телефону у него сложилось стойкое убеждение, что он говорит с представителем банковской структуры. Почему он так подумал?

— Скажите, вы знаете такой банк «Прокредит»? Ведь у нас все банки на слуху. Мы, «Прокредит», являемся посредниками и этого мы не скрываем. Если вы сейчас позвоните в наш колл-центр, вы услышите записанное приветствие, в котором нет ни слова о том, что мы являемся банковской организацией. Я не слушала, как именно они общались, но знаю, как общаются наши сотрудники в принципе. Их задача – провести опрос клиента для уточнения стоп-факторов. Мы уточняем, сможем ли мы с ним в принципе в дальнейшем работать. Если мы на этапе колл-центра понимаем, что не будем с этим клиентом работать, мы его не будем приглашать в офис, не будем тратить ни его, ни своё время. И ни один сотрудник колл-центра никогда не скажет, что вы получили 100%-е одобрение, что вам нужно приехать забрать деньги. Мы всегда проговариваем, что необходимо приехать в офис для получения консультаций. Там, если клиент задаёт уточняющие вопросы, проговаривается: изучат вашу кредитную историю и расскажут об условиях кредитования.

Возможно, у нас сейчас клиенты не совсем финансово грамотные – я с этим могу согласиться. Но у каждого клиента есть возможность задавать уточняющие вопросы по телефону либо в офисе.

— У вас есть опыт судебных разбирательств с недовольными клиентами?

— У нас вполне достаточная доказательная база того, что мы не просто оказали услугу, но и оказали её максимально качественно. Есть аудио-, видеозаписи. Все договора подписываются рукой клиента, который находится в адекватном состоянии. Как вы думаете, почему мы должны проиграть в этом плане суд? С другой стороны, мы стараемся быть максимально лояльными к нашим клиентам. Тем, кто идёт нам навстречу, мы можем отменить пеню и даём возможность рассрочки – если видим, что есть сложная ситуация. Мы в этом плане абсолютно лояльные. Мы – адекватные люди.

Если бы человека заставляли [пользоваться нашими услугами] – это одно. Но если он сам обращается, если ему сразу объясняют, что мы – посредники, что у нас есть комиссия, что мы изучаем, мы помогаем, мы сопровождаем. Мы никого ни разу не ввели в заблуждение и не обманули. Но мы, к сожалению, часто сталкиваемся с тем, что людям сложно признать свою неправоту в том, что я побоялся спросить, я побоялся сказать, либо я поверил сотруднику банка, просто потому, что он сидит в банке. Мы тоже выстраиваем свой бизнес. Мы верим, что мы реально помогаем людям. У нас достаточно примеров того, что нам признательны и благодарны.

Обсуждение