Житель Светлогорского района Александр Пилипейко искал возможность получить небольшой кредит в банке, а угодил в «долговую яму» ООО «Прокредит». В администрации кредитного брокера считают, что услуги ООО «Прокредит» реально помогают людям, а негативные моменты бывают в любой сфере деятельности.
История Александра
— Зачем я поехал туда, а не в банк? Думал, так быстрее будет… У нас на начало года образовалась небольшая задолженность по свету, за телефоны. В январе мы с сыном лежали в Светлогорске в больнице, и он в интернете наткнулся на эту рекламу [ООО «Прокредит»]. Он туда написал консультанту, потом мне перезвонили. Позвонил парень, сказал, что они рассчитали сумму, и под какие проценты мне могут дать деньги. Ладно, говорю, хорошо. Потом мне перезванивает их жлобинская сотрудница Дарья: «Приезжайте, оформим». Я ехал в уверенности, что там мне оформят кредит.
Для беседы с корреспондентом 41-летний Александр Пилипейко специально приехал в Светлогорск из небольшой деревни Верхлесье, что находится за 40 километров от нашего города в направлении посёлка Паричи.
На встречу Александр пришёл с «группой поддержки» — сестрой Юлией, которая всецело погрузилась в проблему брата. По словам Александра, их семья из 5 человек последнее время выживала на 600 рублей в месяц, которые складывались из пособий: супруга Александра сейчас в декретном отпуске, а сам он был оформлен по уходу за сыном-инвалидом. Из хозяйства только куры да собака. Несмотря на это, Пилипейко до января этого года как-то удавалось выкручиваться без обращения за кредитами («Так, рассрочки в магазинах, телефоны покупали в А1 да в 5 элементе»), а потому о работе банков глава семьи имеет довольно смутное представление. ООО «Прокредит» действует в Беларуси уже почти десять лет, позиционируя себя как посредника между клиентами и банком. В общем, кредитный брокер, не более.
— Я попросил только 1000 рублей на 5 лет, — рассказывает Александр. – Они мне рассчитали, что платить придётся по 12 рублей в месяц. 20 января я поехал в Жлобин, чуть нашёл их офис. Это маленькое помещение, в котором сидят две девочки. Дарья сразу стала писать, что-то заполнять, ничего не объясняя. И уж точно не говорила, что мне самому придётся по банкам бегать, и так далее. Составила. Ну, думаю, раз вы мою кредитную историю проверили, то и одобрите мне. Ну, и подписал договор. Признаюсь, особо не вчитывался… И потом только она мне объяснила, что мне надо пойти по этим вот банкам.
Согласно условиям договора (копии документов есть в нашей редакции), Исполнитель («Прокредит») обязуется оказать консультационные услуги, а Заказчик (Александр Пилипейко) обязуется их оплатить «при условии получения Заказчиком финансовой услуги в рекомендованном Заказчику банке». Стоимость своих «консультационных услуг» ООО «Прокредит» оценило в 600 рублей. В списке, предоставленном Александру в офисе ООО «Прокредит», значатся БелВЭБ, ВТБ, Беларусбанк, Белинвестбанк и МТБанк. То есть, если Александр Пилипейко получает в любом из них кредит (напомним, он просит 1000 рублей), то 600 рублей в трёхдневный срок должен перечислить кредитному брокеру.
— Думал, нормально будет, — говорит Александр. – Но даже и в мыслях не было, что им 600 рублей придётся отдавать. Не думал, не объясняли…
Там же, в Жлобине, Пилипейко зашёл в отделение банка ВТБ, однако, изучив его документы, там ему в кредите отказали. Тогда Александр направился в отделение Беларусбанка.
— Зашёл, стал спрашивать. Там девушки попались хорошие, понимающие. Говорят мне, что у них уже такая ситуация была, и женщина «попала на деньги». Посоветовали мне сейчас же вернуться и написать отказ. Я прямой наводкой в «Прокредит», и написал заявление на отказ от их услуг. Видно было, что они не хотели, но заявление приняли. Сказали месяц ожидать уведомления о расторжении.
— Я считаю, что это рассчитано на людей, которые во всём этом не разбираются, не понимают, — вступает в беседу Юлия. – Кто туда идёт? Люди в тяжёлом положении, которым срочно нужны деньги. Много народу на них жалуется. Только в группе в Вайбере таких 30 человек…
Ситуация анекдотическая: «денег не было и нет, да ещё и должен остался». Однако Александру было не до смеха: долги за связь и коммуналку никуда не делись, лечение сыну не помогает…
— Меня просто прижимало, я с ребёнком в больнице лежал, денег нет, — говорит он. – В Светлогорске пошёл в Беларусбанк, и мне одобрили. А так как они («Прокредит») имеют доступ к моей кредитной истории, они об этом узнали. Звонят мне: «Вы взяли кредит». И они считают, что тем самым мне услуга оказана.
А затем в семье Александра случилось горе – умер сын.
— Мы мальчика похоронили 27 февраля, а 28-го Саше приходит претензия, что он должен заплатить [посредникам] те деньги плюс пеня – всего 734 рубля, — рассказывает Юлия. – Он мне звонит ни живой ни мёртвый, просто в шоке был. Я, разумеется, стала им звонить. Чуть дозвонилась. Они мне твердят: «Вам оказали услугу!».
— Какой я вывод для себя сделал? Не надо лезть куда не надо! – говорит Александр.
Пилипейко считают, что они кредитному брокеру ничего не должны, и намерены отстаивать свою позицию. Однако ни к адвокатам («Там сказали: «Консультация 50 рублей, если брать в работу документы – 100 рублей. И дальше – больше»), ни в суд идти не собираются.
— Вы знаете, то, что мы в этой яме оказались – это ещё ерунда, — поясняет Юлия желание предать огласке свою семейную историю. – Наша цель сейчас: предупредить других. Ведь сколько людей ещё могут туда попасть по незнанию.
Комментарий кредитного брокера
Мы обратились за комментарием в центральный офис кредитного брокера, и вскоре со мной связалась заместитель директора по продажам ООО «Прокредит» Ольга Моисеенко. Приведу наш диалог, опуская незначительные детали.
— Ольга, расскажите, пожалуйста, как развивалась ситуация, если смотреть на неё с вашей стороны?
— Клиент пришёл к нам в офис утром 20 января. Наш специалист Дарья проанализировала его кредитную историю, рассчитала ему ежемесячные платежи, озвучила ему все наши условия. Клиент согласился, и только после этого он подписал договор. Обращаю ваше внимание на этот факт, зафиксированный нашими средствами аудио- и видеорегистрации. Это наша обычная практика, чтобы иметь доказательную базу правоты наших действий в случае разбирательств. Консультация у клиента была по 5 банкам. При первичном обращении он получил отказ. Потом он отправился в Беларусбанк, откуда вернулся [в наш офис] и сказал, что ему одобрено. В этом банке, по какой-то непонятной нам пока причине, специалист банка порекомендовал ему расторгнуть договор с нами. Скорее всего, это было какое-то личное желание менеджера этого банка, но почему этот сотрудник ввёл в заблуждение нашего клиента, непонятно. Это тоже спорная ситуация, но повлиять на эту ситуацию наша компания не может. [Он пожелал расторгнуть договор] и мы, как и положено по закону, его заявление приняли и провели консультацию с клиентом о том, что ему необходимо дождаться в течение 30 дней ответа от компании о расторжении договора. На этот счёт также имеется аудио- и видеозапись. Клиент не дожидается расторжения договора, идёт в банк и забирает этот кредит. Мы расцениваем это так: клиента всё устроило, он захотел воспользоваться нашей услугой и взять эти деньги. Всё, сделка закрыта.
— Александр утверждает, что у него тогда была настолько сложная жизненная ситуация, что ждать ещё месяц было совершенно невозможно… И он уверен, что ему одобрили бы кредит и без вашего посредничества.
— Мы уже 10 лет на рынке, и действительно верим в то, что мы помогаем людям. Но у нас, как и у любой компании, есть отрицательные отзывы. И это, в принципе, нормально, какую сферу ни возьми. Кому-то будет нравиться всё, но всегда может появиться тот, кому что-то не понравится. Но мы максимально верим в продукт, который продаём. Возможно, люди, которые ещё не сталкивались с этим, не обращались за кредитами, не понимают всей ценности этой услуги. Потому что большинство людей, которые к нам приходят, уже походили по банкам, получили множество отказов. Они уже не знают, что делать, не понимают, как исправить ситуацию, как улучшить свою кредитную историю и т.д. Банк ведь просто присылает отказ, не объясняя причины. В том и заключается ценность нашей услуги. К нам недавно обратился мужчина, который, по его словам, прошёлся в Минске по «аллее банков», зашёл в пять из них, и всюду получил отказ. Пришёл и спрашивает: «подскажите, что делать?». Мы направили его в банк, и ему в тот же день выдали деньги.
Я понимаю, возможно, что когда наш клиент приходит в банк, и ему говорят: «Зачем вы пошли к брокеру, получили бы у нас кредит и так». Это не факт. Сколько было случаев, что человек приходит в банк и получает отказ, а когда мы его направляем туда же – он получает одобрение. Мы говорили, где у него текущая просрочка, которую стоит погасить, или где у него какой-то ломбард, и его можно закрыть. И этого бывает достаточно для того, чтобы в одном и том же банке получить и отказ, и одобрение.
— Александр рассказывает, что при разговоре с вашим специалистом по телефону у него сложилось стойкое убеждение, что он говорит с представителем банковской структуры. Почему он так подумал?
— Скажите, вы знаете такой банк «Прокредит»? Ведь у нас все банки на слуху. Мы, «Прокредит», являемся посредниками и этого мы не скрываем. Если вы сейчас позвоните в наш колл-центр, вы услышите записанное приветствие, в котором нет ни слова о том, что мы являемся банковской организацией. Я не слушала, как именно они общались, но знаю, как общаются наши сотрудники в принципе. Их задача – провести опрос клиента для уточнения стоп-факторов. Мы уточняем, сможем ли мы с ним в принципе в дальнейшем работать. Если мы на этапе колл-центра понимаем, что не будем с этим клиентом работать, мы его не будем приглашать в офис, не будем тратить ни его, ни своё время. И ни один сотрудник колл-центра никогда не скажет, что вы получили 100%-е одобрение, что вам нужно приехать забрать деньги. Мы всегда проговариваем, что необходимо приехать в офис для получения консультаций. Там, если клиент задаёт уточняющие вопросы, проговаривается: изучат вашу кредитную историю и расскажут об условиях кредитования.
Возможно, у нас сейчас клиенты не совсем финансово грамотные – я с этим могу согласиться. Но у каждого клиента есть возможность задавать уточняющие вопросы по телефону либо в офисе.
— У вас есть опыт судебных разбирательств с недовольными клиентами?
— У нас вполне достаточная доказательная база того, что мы не просто оказали услугу, но и оказали её максимально качественно. Есть аудио-, видеозаписи. Все договора подписываются рукой клиента, который находится в адекватном состоянии. Как вы думаете, почему мы должны проиграть в этом плане суд? С другой стороны, мы стараемся быть максимально лояльными к нашим клиентам. Тем, кто идёт нам навстречу, мы можем отменить пеню и даём возможность рассрочки – если видим, что есть сложная ситуация. Мы в этом плане абсолютно лояльные. Мы – адекватные люди.
Если бы человека заставляли [пользоваться нашими услугами] – это одно. Но если он сам обращается, если ему сразу объясняют, что мы – посредники, что у нас есть комиссия, что мы изучаем, мы помогаем, мы сопровождаем. Мы никого ни разу не ввели в заблуждение и не обманули. Но мы, к сожалению, часто сталкиваемся с тем, что людям сложно признать свою неправоту в том, что я побоялся спросить, я побоялся сказать, либо я поверил сотруднику банка, просто потому, что он сидит в банке. Мы тоже выстраиваем свой бизнес. Мы верим, что мы реально помогаем людям. У нас достаточно примеров того, что нам признательны и благодарны.