Стартап ScaleFactor шесть лет выдавал работу обычных бухгалтеров за ИИ. Так он привлёк 100 миллионов долларов инвестиций

26.07.2020 в 16:06

А потом закрылся, обвинив во всём коронавирус.

Фото ScaleFactor

Американский стартап ScaleFactor шесть лет уверял клиентов из малого бизнеса, что разработанная им программа может полностью взять на себя их финансы. Инвесторы успели вложили в сервис 100 миллионов долларов, но потом обнаружили, что все расчёты ведут вручную обычные бухгалтеры, а не искусственный интеллект. О том, как работал этот стартап и как он разрушился, рассказал Forbes.

  • Курт Ратманн создал ScaleFactor в 2014 году;
  • В 2017 году фирма заручилась поддержкой бизнес-инкубатора Techstars Austin, общий объём инвестиций составил 2,5 миллиона долларов. Потом на стартап обратил внимание партнёр из Canaan Partners. Его фирма обеспечила молодой компании инвестиции на сумму 10 миллионов долларов;
  • Спустя полгода ScaleFactor получил 30 миллионов долларов в ходе раунда, который проводил Байрон Дитер, партнёр Bessemer Venture Partners и влиятельный инвестор в сфере облачных вычислений из Кремниевой долины;
  • Со временем клиенты начали осознавать, что что-то идёт не так. В апреле 2019 года один из них потребовал расторжения контракта, когда увидел, что выписки предоставляются не в режиме реального времени, а раз в месяц, так как их обрабатывают вручную;
  • Во время финансово-юридической экспертизы один из потенциальных инвесторов обнаружил, что в компании есть специальная команда «менеджеров по работе с клиентами», но позже выяснилось, что они были бухгалтерами;
  • ScaleFactor убеждала клиентов, что после первичной консультации бухгалтерию будет вести продукт на базе искусственного интеллекта. Программное обеспечение должно было представлять не ежемесячные выписки, а сообщать данные на собственном портале в режиме реального времени;
  • На самом деле программа имела много багов и ошибок, её нельзя было использовать для точной сортировки операций, поэтому компания наняла специальную команду бухгалтеров. Они должны были вручную заполнять ведомости клиентов и исправлять ошибки системы;
  • В итоге выяснилось, что у ScaleFactor был только один инструмент с компонентом автоматизации — внутренний движок рабочей среды, управляемый список задач для сотрудников, через который организовывались задания для ведения бухгалтерии клиента;
  • Даже после этого стартапу удалось привлечь инвестиции в новом раунде финансирования в начале июня 2019 года;
  • Работникам компании пообещали удвоить премии, если они смогут заработать на контрактах с новыми клиентами 800 тысяч долларов. По словам клиентов, им начали предлагать скидки в обмен на рекомендацию, с другими подписывали договор даже без платежных реквизитов. В конце месяца отделу продаж сказали, что целевые показатели достигнуты, но через несколько недель выяснилось, что на премии рассчитывать не стоит: некоторые сделки были незаконными, а цели на самом деле достигнуты не были;
  • ScaleFactor с трудом набирал новых клиентов, а существующие заказчики требовали компенсаций. В октябре 2019 года сотрудник, отслеживавший отток клиентов, сообщил о реальном риске потери около 600 тысяч долларов годового дохода;
  • В январе 2020 года Курт Ратманн объявил, что ScaleFactor намерен перейти к модели коммерческой площадки, связывающей обычных бухгалтеров с потенциальными клиентами;
  • В феврале об этом объявили широкой общественности, заодно уволив около 40 сотрудников;
  • Через месяц США захлестнула пандемия, и существующие клиенты уже не поддавались ни на какие уловки. Весной инвесторы обсуждали будущее стартапа, но в итоге его работу решили завершить;
  • В июне Ратманн объявил о скором закрытии ScaleFactor. Он жаловался, что из-за падения спроса со стороны малого бизнеса на фоне пандемии годовая выручка предприятия, на конец 2019 года составлявшая 7 миллионов долларов, сократится почти вдвое;
  • ScaleFactor сообщил, что уволит около 100 сотрудников с трёхмесячным выходным пособием и вернет средства инвесторам;
  • Некоторые бывшие клиенты и сотрудники считают, что коронавирус стал «удобной отговоркой», а руководство стартапа попыталось скрыть масштабы реального ущерба.

Обсуждение

Новости партнёров

Загрузка...