Арт–деревня и развивающие игрушки. На Гомельщине становится популярным социальное предпринимательство

Арт–деревня и развивающие игрушки. На Гомельщине становится популярным социальное предпринимательство

05.06.2018 в 09:34
Станислав Галковский, "СБ. Беларусь сегодня"

Заработать и помочь ближнему. Именно по такому принципу устроено социальное предпринимательство — не путать с благотворительностью. Необычный для нас вид бизнеса пять лет назад вызывал недоумение, сегодня он в тренде. Десятки проектов только в Гомеле. Кто же такой социальный предприниматель — выяснял наш корреспондент.

Фото из архива Оксаны Шевченко

Развивающие игрушки для детей. Этот импортозамещающий проект работает в Гомеле не первый год. В списке покупателей — детсады, коррекционные центры, обучающие студии. Автор идеи Оксана Шевченко к социальному предпринимательству шла по наитию, а в итоге оказалась на верном пути:

— Хотела создать бизнес, который не только приносит прибыль, но и полезен кому–то. Это получилось. Но, оказалось, сделан лишь первый шаг. Мне удалось поучаствовать в обучающей программе посольства США — побывать в этой стране, увидеть их подход. По возвращении многое изменилось. Следующим этапом было создание рабочих мест для людей с особенностями развития. В фирму взяли слабослышащего сотрудника, обучили ее профессии швеи. Теперь она — одна из лучших работников. Этот опыт вдохновил на создание курсов. Мы сейчас набираем бесплатную группу людей с особенностями развития. Научим их шить игрушки. Поделимся секретами профессии.

Оксана Шевченко. Фото из личного архива

Оксана дополняет, что есть социально ориентированный бизнес. Когда человек заработал деньги и часть из них потратил на благотворительность: помог детскому дому, госпиталю, малоимущим семьям. Такой подход наиболее распространен. Социальное предпринимательство преследует другие цели — вовлечение различных социальных групп, лишенных возможности полноценно трудиться, в нормальную жизнь. Здесь речь идет не только об инвалидах, но и о пенсионерах, рабочих без квалификации, людях, отсидевших в тюрьме. Везде нужен индивидуальный подход. Именно частный бизнес за счет своего разнообразия может его предложить. Однако необходимо в первую очередь обучать этому бизнесменов, воспитывать в них именно такой взгляд на жизнь и социальную ответственность. Для этого в Гомеле открылась школа социального предпринимательства, рассказывает Оксана:

— Наши участники представили 30 проектов, в финал вышли 12. Например, Марина Самонова предложила социализировать детей к взрослой жизни через интересный труд в мастерской. Родители вместе с ними могут совместно учиться делать экологически чистую мебель. Минчанка Наталья Кунцевич привезла идею переработки пластиковых крышек и бутылок для помощи детям, нуждающимся в дорогостоящей операции. Она планирует наладить такой сбор отходов по всей стране, отправлять их на переработку. Часть средств идет на расходы и оплату работникам, остальное — детям. Социальное предприятие «Изнанка» попросило помощи в монетизации их проекта. Здесь дети с особенностями развития своими руками делают сувениры, родители хотят наладить продажу этой продукции. С проектами будут бесплатно работать менторы — крупные менеджеры из банковской сферы и бизнеса. Задача школы — не поиск средств, а обучение выстраиванию правильной модели развития. Кстати, во время занятий был представлен проект, который немного перевернул стандартный взгляд на социальное предпринимательство. Можно помогать не только людям, а, например, целым населенным пунктам.

Поселок Красный Октябрь. Художественный уик–энд. Фото Станислава Галковского

Проект возрождения умирающей деревни предложил эколог и краевед Дмитрий Янков. Несколько лет назад он с товарищами выкупил у наследников старые дома в пустующем поселке Красный Октябрь Речицкого района. Населенный пункт не пошел под снос, а превратился в «Арт–деревню». Теперь здесь проводят «летники» поэты, художники, фотографы. Прокладываются экологические маршруты. Орнитологи наблюдают миграцию птиц. Даже приезжают фитнес–группы для занятий на берегах Днепра. Социальное предпринимательство может быть разным, дополняет Дмитрий:

— Мы помогли умирающему, вернули его к активной жизни, в данном случае это был поселок. По такой же схеме может быть возрожден старинный заброшенный дом, если в нем сделать общественный центр. Сохранить историю для потомков и написать новую своими делами.

Социальное предпринимательство — это красиво. Но от экономических законов не уйти. Каким бы инструментарием ни владели участники проектов, везде нужен начальный капитал. Без него даже самое светлое начинание пойдет ко дну. Донором такого бизнеса должны стать венчурные фонды, анализирует ситуацию заведующий кафедрой финансов и кредита Гомельского государственного университета имени Ф.Скорины кандидат экономических наук Ольга Башлакова:

— Это те же популярные сегодня стартапы, только с социальной нагрузкой. Механизм их поддержки давно отработан в мире — венчурные фонды. Это не просто выдача денег, а фактически инвестирование в дело. Часть бизнеса, как и будущей прибыли, переходит к инвестору, но он обеспечивает стартовый капитал и помогает в развитии. Получается социальное инвестирование. Если говорить о Беларуси, то создателями таких фондов могут стать банки — у них сегодня высокая ликвидность. Подобная схема может дать толчок к созданию тысяч новых рабочих мест в совершенно разных сферах. Важный момент — мест не бюджетных, для людей, которым непросто найти работу.

Сейчас социальное предпринимательство в Беларуси делает только первые шаги. Но для всех, кто хочет создать и развивать свой бизнес, уже есть примеры, как заработать и помочь ближнему.