Рыбаки Гомельщины отстояли право на бесплатный клев

Рыбаки Гомельщины отстояли право на бесплатный клев

01.08.2017 в 15:20

Закон об аренде рек преследовал благие цели: благоустройство берегов, охрана рыбных ресурсов, активизация бизнеса и туризма. Однако новшество привело к жесткой конфронтации арендаторов и рыбаков-любителей. Аренду водотоков в итоге отменили…

 Рыбаки Гомельщины отстояли право на бесплатный клев

Хотелось как лучше

Идея действительно казалась хорошей. Не только озера, пруды, но и реки, каналы, прочие водотоки сдавались в аренду бизнесменам, которые обязаны были содержать водные угодья в надлежащем порядке. Значит чистить от тины, гонять браконьеров, но главное — создать условия для платной рыбалки. То есть обеспечить подъезд автотранспорта, соорудить мангальные зоны, беседки. Это максимум. Как минимум — зарыблять участки. Чтобы рыбка водилась. И тогда, думалось, в страну хлынут туристы-рыбаки. Особенно на Гомельщину. Еще бы, такие реки… Днепр, Припять, Сож, Березина, Друть, Птичь. И озер не счесть.

Да и местные рыбаки должны быть довольны. Им создадут идеальные условия для рыбалки. Удить, как ни крути, приятнее на ухоженном бережку. И чтобы добраться можно было на обычном, не внедорожном, авто. И место для костра чтобы рядом, и от дождя укрытие.

Важный момент — рост деловой активности. Люди при деле, копеечка капает в бюджет в виде налогов. При этом на арендаторов частично возлагается забота по охране водоемов. Удобно и выгодно, не правда ли? В Европе, США такой бизнес в порядке вещей, народ давно привык.

Но что вышло на деле? Первыми, понятно, взвыли реальные браконьеры. Они поколениями ставили сети, знали рыбные места, кормились с этого. Отлично, поделом! Но вместо них сети забросили сами арендаторы. Если браконьеры осторожничали, остерегаясь штрафов, то новые хозяева не скромничали. Ловить так ловить!

Тревогу забили обычные рыбаки с удочками. Жаловались на невыполнение условий аренды: не чистят, не зарыбляют, не благоустраивают. Ловят сами и всё. А чего стесняться? Дело хозяй­ское.

Не видя признаков благоустройства, люди игнорировали предупреждающие таблички, ловили без спроса. И подвергались штрафам. Постепенно поток жалоб стал полноводной рекой. Арендаторов окрестили выгребаторами и браконьерами в законе.

Только логика

О логических противоречиях в самом понятии аренды рек рассказал один знакомый, работающий в правоохранительных органах. Заядлый рыбак, спиннингист. И в законодательстве разбирается. Фамилию Александр просил не указывать. Причины понятны. Как и многие рыбаки-любители, решение сдавать водотоки в аренду он воспринял в штыки. Не потому что за привычный, бесплатный ранее досуг пришлось платить. Не из-за штрафов или лени арендаторов. Причина более банальна — рыбы не стало.

Александр уверен: добропорядочные рыбаки готовы платить. Но берег должен быть благоустроен — раз. И клевать должно, хотя бы изредка, — два. По факту рыба выгребается сетями. Раньше, натыкаясь на сети, рыбаки их резали, вытягивали, вызывали рыбоохрану. Теперь нельзя. Это частная собственность.

К аренде закрытых водоемов особых претензий нет, добавляет собеседник. На озерах, прудах тоже могут быть арендаторы-­хапуги, но такие объекты государству проще контролировать, отслеживать выполнение условий договора. В пример привел озеро под Речицей 100 на 300 метров. Арендатор там отказался от организации платной рыбалки. Сам зарыбляет водоем, сам же ловит сетями. Просто бизнес, ничего лишнего. И вопросов к бизнесмену нет — рыба как бы его.

Другое дело — реки. Это огромные гидрологические объекты, в которых рыба не стоит на месте, постоянно мигрирует. Основной ее «поставщик» на Гомельщину — Киевское водохранилище. Рыба там зимует, а весной идет вверх в реки и речушки, нерестится. Потом цикл повторяется. В зарыблении участка реки смысла нет — рыба ведь уйдет. Тем не менее арендаторы проводят акции по зарыблению водотоков. По словам Александра, они носят чисто показательный характер — им стараются придать огласку, привлекают СМИ. Под Гомелем пару лет назад выпустили аж тысячу мальков щуки. Для обывателя звучит. Но выживаемость мальков не превышает 5%. Для реального эффекта нужно выпускать десятки тысяч. Арендатору это невыгодно — щука-то все равно уйдет. Фиктивный характер точечных зарыблений очевиден.

И реки, и старицы

Именно на Гомельщине оформлена львиная доля всех договоров аренды рек в стране. У нас самые крупные рыбные артерии. Арендаторы, понятное дело, выбрали лучшие участки, знакомые всем рыбакам. Александр с ходу перечислил основные: на Днепре — от устья Березины до Речицы, у деревни Горваль Речицкого района, в районе дачного поселка Белый Берег (Грановский старик), от деревни Чаплин до Лоева, ниже Лоева — Бывальковский и Жиличский старики; на Припяти — участки близ Мозыря и Наровли, участок от Турова до впадения речки Ствиги; на Соже — удобные для рыболовства участки в черте Гомеля.

Александр подчеркивает: старицы или старики (старые русла) — те же участки рек. Летом они становятся закрытыми водоемами, частично или полностью. Там собирается рыба, отрезанная от реки пересохшей перемычкой. Арендаторы быстро заняли самые рыбные старицы. Но надо знать: в половодье старые русла промываются рекой, и рыба уходит. Зарыблять опять же невыгодно. Относится это и к водоемам, которые образуются в поймах рек.

Указ назревал

Действительно, некоторый алогизм в практике аренды рек усматривается. К тому же серьезные нарекания к промысловой деятельности отдельных арендаторов возникли у природоохранных служб.

В облисполкоме прошло совещание по вопросам использования водных ресурсов, на котором подробно обсудили проблемы аренды рек и недобро­совестных арендаторов. Как отметил начальник оперативно-аналитического отдела областной инспекции охраны животного и растительного мира Андрей Петрусевич, за 2016 год к ответственности за различные нарушения привлечено 40 арендаторов, почти столько же протоколов составлено уже за истекшее полугодие. Нередким нарушением является нежелание заниматься благоустройством угодий в течение шести месяцев после заключения договора. Многие арендаторы отказываются от организации платного любительского рыболовства, обеспечения охраны рыбных ресурсов.

Ситуацию обострили протесты рыбаков-любителей. Самыми неравнодушными оказались мозыряне, написавшие ряд петиций и собравшие подписи против решения о сдаче в аренду 90-километрового участка Припяти. Позже флешмоб на набережной Сожа устроили гомельские рыбаки. Поступали жалобы и от лоевчан, недовольных платной рыбалкой в черте райцентра. Набиравшую обороты кампанию против аренды рек в Беларуси свернули изменения в законодательстве.

Ждать всего полгода

Подписанный 13 июля Президентом Республики Беларусь Указ № 247 направлен на рациональное использование рыболовных угодий. Согласно документу, аренда участков водотоков (реки, ручьи, каналы) запрещается. Тем самым реализуется право населения на бесплатное любительское рыболовство.

Одни принялись праздновать, другие — вчитываться в текст. Указ вступит в силу через шесть месяцев. Любительская рыбалка на реках станет бесплатной только с 1 января 2018 года. Другими словами, у арендаторов есть еще полгода, чтобы оправдать вложенные средства. Заключенные ранее договоры продолжат действовать, но к началу следующего года облисполкомы должны привести их в соответствие с требованиями указа, в том числе по части бесплатного любительского рыболовства. Озера и прочие закрытые водоемы сдавать в аренду продолжат, но исключительно по согласованию с Президентом Беларуси.

С июля по декабрь арендаторы рек имеют полное право на реализацию платных билетов на рыбалку. Однако на упомянутом выше совещании управляющий делами облисполкома Елена Кличковская рекомендовала пойти населению навстречу и плату не взимать, особенно на популярных у рыбаков участках рек.

Отмечу триумф мозырян, отстоявших участок Припяти. Договор уже был согласован, но в облисполкоме учли пожелания общественности. Решение отказать в аренде принял губернатор Владимир Дворник. Случилось это еще до подписания указа.

Мой знакомый Александр, конечно, разделяет общую рыбацкую радость. Однако убежден: контроль над арендаторами нужно усилить. К четким квотам вылова рыбы добавить повышение ответственности за несоблюдение условий договора. Ужесточить сами условия. Например, конкретно прописать: как, когда и сколько зарыблять. И кем! Бывало, водоемы зарыбляли инвазивными видами. Еще необходимо повысить требования к санитарной охране самих водоемов и прибрежных зон. Разумеется, строго обязать благоустраивать территорию. Главный совет: дополнить государственный контроль общественным. Жалобы рыбаков на арендаторов не должны уходить в стол. Информация об арендаторе, условиях заключенного договора должна стать более доступной: дублироваться в интернете, на стендах у самих водоемов.

И все-таки справедливость восторжествовала. Право скромных рыбаков-любителей рыбачить на реках сохранено. Платное любительское рыболовство, конечно, останется, но в закрытых водоемах. А со временем, смею надеяться, наша страна и Гомельщина в частности все же станет рыболовной Меккой для туристов.

Метки:

Обсуждение