«За пять лет можно заработать на квартиру». Как живёт клубничная столица страны накануне старта сезона

«За пять лет можно заработать на квартиру». Как живёт клубничная столица страны накануне старта сезона

25.05.2019 в 20:37
Илья Красовский, "Республика", фото автора, Валентины Козлович и БелТА

Прогноз погоды не соврал — в поселке Дворец, что в десяти километрах от Лунинца, льёт дождь. По трассе М­-10 снуют мокрые, усталые фуры. Навесы для придорожной торговли пустуют, одна-­единственная женщина ютится под ними, заботливо поправляет петунии в горшках на продажу. Затишье перед боем. Всего через пару недель, когда на местном рынке ежедневно пойдут на продажу десятки тонн клубники. От Москвы до Бреста нет такого места, куда перекупщики не довезут сладкую ягоду из Дворца. Перед разгаром сезона корреспондент «Р» наведался в клубничную столицу страны.

Игра в четыре руки

Галина и Константин Сумар, пожалуй, самые крупные землевладельцы в деревне Вичин Дворецкого сельсовета. Односельчане уважают супругов за их трудолюбие и отзывчивость.

— Галю знаю еще со школьной скамьи, водил ее на танцы в клуб, от которого сейчас только фундамент и остался, — по дороге к теплице Константин Сумар показывает рукой на утонувшие в зелени густой травы подмостки былого центра культуры. — Вернулся из армии — сыграли свадьбу. Всю жизнь проработал на заводе «Полесьеэлектромаш». А как вышли на пенсию — с головой ушли в дела огородные.

Три года назад супруги Сумар сладили теплицу. Неказистая на вид, десять соток. После зимы тут и там пошли дыры в пленке. Выращивали в теплице огурцы. Дело не задалось, нерентабельно. Занялись клубникой, как и все местные. Ягода уродила в первый же год.

В здешних местах только полный лентяй не занимается клубникой: хоть рядочек на подворье, да высажен

— Посадили в ноябре, а в мае собирали урожай, — хвастается сельхозуспехами Галина Сумар. — Когда на грядках клубника только цветет, то в теплицах уже краснеет спелая ягода.

В здешних местах только полный лентяй не занимается клубникой: хоть рядочек на подворье, да высажен.

— А чем нам, старым, еще заниматься? — бросает в меня риторический вопрос Константин Сумар.

Дети уже устроены в жизни, но все же финансовые потоки с проданной клубники идут по большей части на укрепление именно их благополучия. Галина и Константин воспитали четверых детей. Василий — плиточник, только построил во Дворце просторный дом, дочь Юлия, которая живет в Саудовской Аравии, и два близнеца: Сергей  работает в Минске, а  Андрей живет с родителями.

Каждое утро в шесть супруги Сумар открывают теплицу, включают капельный полив часа на три. Сейчас даже бочку топить для полива не нужно, вода в ней летняя. Местная клубника — со знаком качества. За три дня до моего приезда Константин уже собрал первую партию ягоды нового сезона. Литровую баночку продал за пять евро дальнобойщику-болгарину. Сорвал и я алую красавицу на пробу, кисловата еще.

Успех предприятия зависит в первую очередь от сорта клубники.

— В интернете все форумы проштудировали, чтобы найти лучший сорт для наших мест, чтобы клубника была ранняя и не вымерзала, — раскрывает секрет хорошего урожая Галина. — Остановились на сортах «Альба» и «Санта». Вдобавок удобряли клубнику «Кристалоном», нитрофоской. С влажностью в теплице боремся фунгицидом «Свитч», чтобы клубника не гнила. Еще нужны спанбонд, капельный полив, подкормки.

На крупную клубнику в разгар сезона красная цена — полтора рубля, на мелкую — скромные копеек 80

Полосатые атакуют

Полноправные хозяева на клубничной плантации — шмели, их колония опыляет ягоду. Прибыли из Голландии. 120 рублей за коробку-улей. Константин Сумар ударил по ней — полосатые зажужжали, открыл заглушку для красивого кадра. Насекомые ринулись на меня. В одной руке — фотоаппарат, в другой — диктофон, не успел отмахнуться и тут же стал жертвой шмелиного жала прямо между глаз.

Константин с досадой:

— Укусили?! Ух! Жена в больницу попала после укуса. Эти самые резвые шмели — охранники колонии. Злые.

С ноткой вины в голосе за то, что я пострадал, мужчина начал новую ветку диалога:

— А ты сам откуда?

— Из Слуцка.

— О, картофельные места у вас. Раньше из Слуцка «картофельные» поезда шли на Минск, от нас «клубничные». Таскали дары огорода на «Комаровку».

Сейчас уже плантации хозяев расширились. Когда ягода пойдет, только успевай собирать. Помощники нужны, чтобы пропалывать и собирать клубнику. Супруги бросают клич всей родне. Этого обычно не хватает, нанимают еще человек семь. Три рубля платят за час на уборке ягоды, за прополку — три с половиной. Собранную клубнику везут на местный рынок — «Дворецкую Комаровку», как ее любя называют местные.

Полноправные хозяева на клубничной плантации — шмели, их колония опыляет ягоду

Почём фунт сладкой жизни

Рынок по сути — огромная стоянка. В разгар клубничного сезона сюда везут ягоду со всей округи всеми доступными видами транспорта: на конях, мотоблоках, велосипедах и машинах. Ни проехать ни пройти, настоящее столпотворение.

На дворецкий рынок приезжают заготовители перерабатывающих предприятий и райпотребсоюзов со всей страны, а также коммерсанты, среди которых много кавказцев. Кто-то из них везет лунинецкую клубнику на Россию, кто-то — по стране. Заготовители платят несколько десятков рублей за въезд на рынок, в зависимости от габаритов автомобиля. Для людей, сдающих свою клубнику, вход на рынок бесплатный.

В хороший год с 10 соток можно собрать примерно тонну ягоды. На крупную клубнику в разгар сезона красная цена — полтора рубля, на мелкую — скромные копеек 80. Даже один доллар за килограмм клубники приносит местным умеренный доход. Золотых гор не ждите — за сезон те же 10 соток принесут пару тысяч долларов. В принципе, на квартиру за пятилетку усердного труда на клубнике можно заработать, с оговоркой — в Лунинце.

Некоторые местные закупочной ценой недовольны, но она есть, и тут ничего не попишешь. Цену диктует рынок. Дальше перекупщики накрутят сто и двести процентов на ягоду. Но и у них жизнь не сахар: везти скоропортящийся товар за много верст — дело рисковое.

Заходите в мой дом

Вичин жив! И развивается. Дворы ухоженные, пустые участки застраиваются. Вдалеке гудит коса, в другой стороне ревет болгарка. В Вичине пять улиц, Сумары живут на самой оживленной. Почетное место во дворе занимает старенькая «Ауди 100» — «сигара». Умели же тогда брички делать — машине почти тридцать лет, износу нет. На ней в прошлом году Константин возил в Речицу на розничную продажу сладкую ягоду, набил ею полный прицеп. Город нефтяников, ребята при деньгах. И главное — клубнику любят. Хоть старый друг и лучше новых двух, все же Константин наметил поменять его на бюджетную малолитражку, зато из салона.

Собранную клубнику везут на рынок — «Дворецкую Комаровку», как её любя называют местные

Дом супругов Сумар послевоенный. Газ провели, центральное отопление сделали. Как семейную реликвию оставили печную группу в зале. Сразу с порога в глаза бросается здоровенный плазменный телевизор. Он для сериалов, второй, в другой комнате, — для спортивных каналов. Два телевизора — залог хорошей погоды в доме.

Клубника не единственный доход Сумаров. Они держат и довольно крупное хозяйство: две коровы, двое телят, двое свиней.

— Молоко продаем: сдаем частнику и людям, по рублю литр, — неохотно раскрывает остатки коммерческих тайн глава семейства. — С утра надой два ведра и столько же вечером. Недавно наши буренки принесли приплод — двух телят, продадим их.

Галина наскоро накрыла стол:

— Чем богаты, тем и рады.

В центре стола — лукошко свежей клубники. Константин на нее старается не смотреть, как Верещагина от икры, его тошнит от клубники. Сумары — настоящий клад нашей глубинки: работать на земле тяжко, но они никогда не жалуются. На достойную жизнь заработали честным трудом.

Новое утро предопределено. Скорее всего, Галина пойдет открывать теплицы, а я полечу в аптеку за антигистаминным — снимать опухоль с лица, о которой пока еще не подозреваю.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки на первоисточник.

Обсуждение