«Нас выбросят, загубят реку». Чтобы сделать Беларусь «морской державой», на Гомельщине планируют снести полдеревни на берегу Днепра

«Нас выбросят, загубят реку». Чтобы сделать Беларусь «морской державой», на Гомельщине планируют снести полдеревни на берегу Днепра

04.03.2020 в 21:34
Павел Мицкевич, фото автора, "Комсомольская правда"

«КП» побывала в самой южной точке страны – деревне Нижние Жары, где хотят построить порт.

В Нижних Жарах люди против строительства порта

Это далёкий и тихий уголок Брагинского района. С юга и востока – граница Украины, с запада – зона отчуждения, возникшая после катастрофы на ЧАЭС. Поэтому жителей Нижних Жаров становится всё меньше.

Нижние Жары – самая южная точка Беларуси. Фото: скриншот Яндекс.Карты

Однако в деревне всегда многолюдно: место популярно у дачников и у рыбаков, которые приезжают даже из Минска. Деревня стоит на живописном берегу Днепра, рыбы здесь вдоволь. Местные тоже кормятся дарами реки и леса. Только охотиться нельзя, хоть в диких лесах и хватает живности – граница рядом.

Вода в реке такая чистая – аж дно видно

«БЕЛАРУСИ СТАНУТ ДОСТУПНЫ РЫНКИ БОЛЕЕ 20 СТРАН»

Покой сельчан и отдыхающих нарушили планы властей стать «морской державой». Прямо на месте деревни, на берегу реки, хотят построить морской порт. Вкратце идея такая: в Чёрное море суда будут доставлять грузы по Днепру из Нижних Жаров.

– Порт превратит Беларусь в морскую державу. По новому транспортному коридору Беларусь сможет отправлять грузы не только в государства Черноморского бассейна – Беларуси станут доступны рынки более 20 стран, – заявлял больше года назад посол Беларуси в Турции Андрей Савиных.

Именно турецкая компания готова стать инвестором грандиозного проекта, который должен обойтись примерно в 65 млн долларов. Из Беларуси вниз по Днепру рассчитывают поставлять продукты Мозырского НПЗ, леса, стройматериалы, продукцию черной металлургии, удобрения. А из Украины в Беларусь могли бы перевозить сырье для химического производства, шлака для производства цемента, гранулированный шрот, подсолнечное масло и зерновые.

По такой схеме власти хотят сделать Беларусь “морской державой”. Фото: скриншот видео БелМП

– Путь по Днепру в Одессу снизит транспортные расходы компаний на 23%, это будет способствовать повышению ценовой конкурентоспобности белорусского экспорта, – рассказывали в морском пароходстве.

«ДАЙТЕ НАМ, СТАРИКАМ, ДОЖИТЬ ВЕК В СВОЁМ ГНЕЗДЕ!»

Однако местным жителям и экологам не по душе такие планы. На днях встречу со встревоженными сельчанами провели представители общественных организаций «Багна» и «Ахова птушак Бацькаўшчыны». Они уверены, что порт погубит деревню – многие дома в Нижних Жарах планируют снести. Об этом рассказали сельчане на стихийной встрече, которая проходила возле магазина.

– Пусть бы что-то туристическое сделали, чтобы сохранить красоту нашей природы! Это же самая южная точка страны, здесь солнечных дней больше, чем в Сочи! Можно отдохнуть не хуже, чем на море. К нам едут рыбаки со всей Беларуси. А из-за порта никакой рыбалки не будет. И, конечно, мы не хотим, чтобы людей выгоняли из своих домов, – говорит Маргарита Федоренко, которая родилась здесь, а сейчас приезжает навещать своих родителей.

Уроженка деревни Маргарита Федоренко переживает за малую Родину

Сельчане возмущены тем, что их мнения никто не спрашивал, да и не объяснили ничего толком. Новости о грядущей стройке они узнают из интернета.

83-летний Федор Пузырило просит:

– Оставьте нас в своих домах. Земли здесь хватает, а нас, мирное население, не трогайте. Дайте старикам дожить век в своем гнезде!

Фёдор Пузырило хочет дожить свой век здесь

Люди не понимают, почему порт нужно строить именно на месте деревни, а не в 5-10 километрах от нее. Николай Федоренко переживает, что Нижние Жары, которые уцелели в войну, пережили Чернобыльскую катастрофу, погибнут в мирное время:

– Навезут сюда калийных удобрений, загадят все, а ведь здесь чистая зона, последний ее уголок…

Выступил на собрании и рыбак из Буда-Кошелевского района Владимир, который почти каждые выходные приезжает в Нижние Жары:

– Сколько лет уже на реке не могут навести порядок, а сейчас и вовсе Днепр загубят. Для людей здесь ничего не будет, их просто отсюда выкинут.

Некоторые приехали на стихийное собрание на мото-телеге

«РЕКИ ОБМЕЛЕЮТ, А ОСЕВШИЕ НА ДНЕ РАДИОНУКЛИДЫ ВЫБРОСЯТ НА БЕРЕГ»

Местные люди заверяют, что из проекта ничего не получится, потому что уровень воды в реке постоянно падает: из-за изменений климата, который становится все более сухим и теплым, реки мелеют:

– Сейчас я ставлю лодку на берегу в тридцати метрах от того места, где мой отец ставил. Настолько сильно вода ушла, – показывает Николай Федоренко.

Экологи тоже бьют тревогу и приводят факты. Дело не только в том, что после строительства порта исчезнут многие виды птиц и рыб, будут нарушены национальное законодательство и международные соглашения.

– Для водного пути Е40, который должен стать продолжением проекта по строительству порта, и выводить к Балтийскому морю, придется перекопать реку Припять, сделать шлюзы, выпрямить участки реки… В общем, превратить Припять в большой канал, – объясняет координатор проекта «Популяризация природных ценностей Полесья» Сергей Зуенок.

Специалист уверен что порт загубит экологию

Специалист подтвердил, что реки мелеют, и амбиции по возрождению водного транспорта останавливает прогноз климатологов:через 30-40 лет белорусские реки станут в принципе непроходимыми для барж

– Если углублять дно реки, то из русла на берега будет выбрасываться ил и песок. А в иле отложилось много радионуклидов после катастрофы на ЧАЭС. Когда начнут все это ворошить – они поднимутся на поверхность, начнут миграцию, попадут в воду, организмы – окажутся буквально повсюду, – добавил координатор проекта.

«ВЫГОДЫ ОТ ПОРТА НЕ БУДЕТ»

Представитель организации «Багна» Константин Чикалев считает, что не будет никакой экономической выгоды от строительства порта:

– В целесообразности и прибыльности проекта сомневается и бизнес-сообщество, которое проанализировало проект. Выводы неутешительные: если проект выйдет на ноль – это будет уже хорошо. Однако в Нижние Жары еще нужно тянуть железную дорогу для доставки грузов – это минимум 100 миллионов долларов, которые надо прибавить к сумме проекта.

Тем не менее, в деревне уже зарегистрирован офис инвестора. Под «Белпорт Нижние Жары» освободили три комнаты в фельдшерско-акушерском пункте. Но пока здесь пусто – ни столов, ни стульев.

– Тут мы никогда никого не видели. Сюда в прошлом году шли письма адресату «Белпорт», но их никто не забирал – мы их отдавали обратно на почту, – говорит санитарка Екатерина Федоренко.

В этом тихом месте хотят построить порт

ОФИЦИАЛЬНО: СЕЛЬЧАН ПЕРЕСЕЛЯТ, А ДАЧНИКАМ ВЫПЛАТЯТ КОМПЕНСАЦИЮ

– Сейчас идет оценка домовладений, чтобы выделить землю инвестору. Потом будет проходить снос домов, которые мешают строительству. Сносить нужно 47 домов и два объекта инфраструктуры. А всего в деревне больше ста домов, однако многие из них – это дачи. Сельчанам предложат переселиться в Комарин или построить новые дома, а дачникам – выплатить компенсацию. Инвестор напрягает, чтобы процесс шел быстрее. Возможно, это все решится через два-три месяца, – рассказал «КП» зампредседателя Брагинского райисполкома Петр Романюк.

Он объяснил, что порт решил построить на месте деревни из-за ее удачного местоположения – здесь находится природная затока, которая не требует расширения:

– Мы сами не хотели будоражить местное население. Но решалось всё без нас.