Сознательность белорусов повышается, и теперь всё чаще можно слышать истории, как ушлые проходимцы остаются с носом, а не с чужими деньгами.
За прошлый год только в Гомельской области совершено 1917 киберпреступлений. Это немного меньше, чем в 2021 году, но все еще много. Мошенники каждый раз придумывают новые схемы, но и классический звонок из «банка» все еще в ходу. Буквально на днях позвонили и нашему коллеге Павлу Ребко. Публикуем его рассказ и запись разговора с «сотрудником банка».
Решил я подыскать в интернете планшет дочке в подарок на День рождения. Листаю, значит, сайты, интернет-магазины, рассматриваю условия покупки, и тут звонит телефон…
Голосовой вызов через мессенджер WatsApp. Хм… Чтобы вы понимали, этим приложением я пользуюсь крайне редко. Номер +372 5701 1717 (Эстония!).
Отвечаю на звонок, слышу приятный, хорошо поставленный мужской голос. Мужчина представляется сотрудником «ПриорБанка». Далее следует радостная новость о том, что моя заявка на потребительский кредит одобрена.
Я выхожу на крыльцо офиса, дабы не смущать коллег разговором. Попутно сообщаю «сотруднику», что никаких заявок не подавал. На что узнаю, что якобы НЕКТО, используя мои паспортные данные и номер телефона, попытался оформить кредит из г. Солигорска в размере 5000 рублей. Ещё раз клятвенно утверждаю, что кредиты мне не нужны и заявок я не подавал. В ответ выслушиваю информацию об участившихся случаях кибермошенничества в стране и напоминание о том, что свои паспортные данные и прочую личную информацию я ни в коем случае не должен предоставлять кому-либо. Соглашаюсь и интересуюсь, что же всё-таки ОТ МЕНЯ ЛИЧНО требуется?
А требуется, как оказалось, следующее: так как факт мошенничества уже подтверждён, необходимо срочно принять ответные меры, а именно – сообщить в службы безопасности остальных банков о том, что от моего имени могут осуществляться попытки оформления ложных кредитов. Для этого нужно: первое — ответить, в каком банке я обслуживаюсь (я назвал первый пришедший на ум известный в стране банк), второе — вспомнить, не терял ли я в последнее время паспорт или банковскую карту, третье — проникнуться гражданской сознательностью и помочь доблестному «сотруднику» вывести на чистую воду жуликов, покусившихся на моё многострадальное имя.
Звонивший попросил оставаться на линии и дождаться, пока меня соединят с более важным в банковской иерархии «специалистом». Я терпеливо дождался, успев в это время пригласить коллегу с диктофоном и вкратце обрисовав ситуацию. Мы заняли позицию в обособленном помещении и включили громкую связь на смартфоне.
Не менее приятный женский голос не заставил себя ждать. Девушка представилась сотрудником самого Нацбанка (!), и поинтересовалась, что же за ситуация возникла у меня с «ПриорБанком»? Я объяснил, что ситуация возникла не у меня с банком, а у банка со мной, и обладательница женского голоса должна быть в курсе, раз уж взялась её решать.
Я в очередной раз прослушал легенду о заявке на кредит и уверения в том, что мне просто необходимо при помощи некоей «роботизированной службы» отменить эту заявку. Далее последовал вопрос, стоит ли у меня на телефоне М-банкинг? Получив отрицательный ответ, «сотрудник» искренне удивилась, как же я узнаю баланс денежных средств на карте? Ответ напрашивался сам собой – через инфокиоски или банкоматы…
Затем «сотрудница Нацбанка» уточнила, присутствуют ли при нашей беседе третьи лица, обосновав это необходимостью строгой конфиденциальности нашей «секретной» беседы. «Конечно же я один», — ответил я, прикрывая микрофон телефона от хихиканий коллеги. Девушка попросила включить громкую связь на смартфоне и выйти в главное меню. Затем войти в google-play и в поисковой строке ввести название RustDesk, которое, якобы, и есть та самая «роботизированная система», позволяющая вывести проклятых жуликов на чистую воду. Дальнейшую часть беседы предлагаю услышать, как говорится, собственными ушами:
— Теперь вам нужно написать название технической поддержки… […]
— Ну, есть такое…
— Приложение выглядит как квадратик, а внутри распиленный круг. У вас кнопочка «открыть» или «установить»?
— Вообще никакой кнопочки нет
— Нажимайте тогда на этот значок и…
— Девушка!
— Я вас слушаю.
— Подскажите, пожалуйста, а зачем удаленный доступ ВАМ для управления МОИМ рабочим столом?
— Нам необходимо подключить роботизированную систему.
— А мне это необходимо?
— Я же вам объяснила, что нам нужно отменить кредитную заявку. К вам будет подключена роботизированная система банка.
— А я как-то не горю желанием, чтобы ко мне кто-то либо что-то подключалось…
— Подождите. Вы на данный момент будете подключаться к нашей роботизированной системе, чтобы наша роботизированная система зафиксировала факт мошеннических действий по вашему устройству. Таким образом она самостоятельно отменит кредит.
— Давайте вы это сделаете как-то без моего участия.
— Давайте вы просто отключитесь и в дальнейшем будете просто оплачивать кредит?
— Согласен.
— Можем так сделать.
— Давайте. Только вы не нервничайте…
— Проговорите голосовой отказ. Я не нервничаю. Просто говорите: «Я отказываюсь от помощи сотрудников банка». Отключайтесь и оплачивайте дальше кредит. Только не забывайте про выплаты.
— Я отказываюсь…
— Вы где-то слышите, что я волнуюсь?
— Я слышу ваш голос.
— Вы считаете, что я волнуюсь. А чего мне волноваться?
— Наверное потому, что соскакивает рыбка с крючка?
— Нет. Понимаете, просто меня это не волнует, потому что мне по**й (все равно)! Так понятнее?
— О, видите, уже нецензурная лексика пошла. Что вы еще мне расскажете?
«Сотрудница банка» прервала разговор.
Выводы делайте сами.
В тему. Что можно сделать, имея ваши паспортные данные:
- открыть кредит на ваше имя
- купить товар в рассрочку
- зарегистрировать и купить доменные имена, которые затем используются для проведения сетевых атак
- создать электронные кошельки или выпустить платежные карты для осуществления транзитных операций с украденными средствами или их обналичивания
- создать аккаунты в онлайн-играх, биржах, букмекерских конторах в мошеннических целях
Жертвами мошенников становятся как молодежь, которая зачастую легкомысленно относится к различным интернет-предложениям, так и наивные пенсионеры, не разбирающиеся в современных технологиях.
Сотрудники милиции советуют не передавать по интернету паспортные данные, даже если это необходимо для трудоустройства. Персональные данные можно сообщить во время собеседования при личной встрече, и только в том случае, если вы уверены, что компания благонадежная.
По информации УВД, в Гомельской области за 2022 год зарегистрировано 1917 киберпреступлений. В том числе 71 — категории тяжких и особо тяжких, из них уже раскрыто 22. В 2021 году было 1947 преступлений, 37 относились к тяжким и особо тяжким.