Мужчина лишился 8000 рублей.
Настойчивые телефонные звонки от «сотрудников банка», сообщения о том, что деньги на карте в опасности – на какие только уловки не идут мошенники, чтобы завладеть данными чужих карт-счетов. И пока сознательные граждане учатся не реагировать на их старые схемы, нечистые на руку придумывают новые. В 2021 году «популярностью» у злоумышленников пользуется способ обмана, в котором они убеждают доверчивых пользователей установить на телефон специальное приложение. Разбираемся, в чём подвох.
Житель Центрального района Гомеля находился на работе, когда ему позвонили «из банка». Как и в прочих сомнительных ситуациях, звонок поступил по «Вайберу». В первую секунду мужчина засомневался: разве будет серьёзное учреждение использовать мессенджер? Но короткий номер «147», от которого поступил звонок, отмёл все сомнения – явно же служебный! После того как мошенники установили с жертвой доверительные отношения, последовал незамысловатый сюжет развода. Как выяснилось, деньги жителя Центрального под угрозой – «службой безопасности» зафиксирована странная активность в виде несанкционированных переводов. При этом «сотрудник банка» не просил ни паролей, ни кодов, ни даже номера карты. Значит, настоящий! Но предложил мужчине скачать и установить на телефон приложение, которое поможет «специалистам» вычислить мошенника. Однако дело в том, что помогает приложение самим мошенникам.
– Чаще всего речь идёт о приложении AnyDesk, которое можно скачать через Google Play или App Store, – рассказывает подробности сотрудница управления противодействию киберпреступности УВД Гомельского облисполкома Екатерина Светличная. – Это приложение используется для удалённого доступа к компьютеру. То есть благодаря ему, можно отслеживать все действия, которые в последующем жертва будет совершать в своём телефоне. И как только человек начнёт пользоваться, например, интернет-банкингом или М-банкингом, мошенник увидит, какие пароли и куда он вводит. Как будут использоваться полученные данные, думаю, объяснять уже не нужно. В частности, в приведённом примере у жителя Центрального района впоследствии украли восемь тысяч рублей.
По словам Екатерины Светличной, иногда установить приложение на телефон просит не сам «сотрудник банка», а «сотрудник правоохранительных органов», на которого для специальной проверки якобы переключают жертву.
– Помните, что ни сотрудники банков, ни правоохранительных органов никогда не просят о подобных вещах, – призывает к сознательности собеседница. – Не будьте настолько доверчивы – как только поняли, что звонок подозрительный, закончите разговор. Если остались сомнения о том, в безопасности ли ваш карт-счёт, позвоните в банк сами, но по номерам, которые указаны на официальных ресурсах учреждения.
Просьба установить приложение AnyDesk – сегодня одна из самых популярных схем среди мошенников. Так, с начала года в Гомельской области уже зарегистрировано несколько десятков потерпевших граждан. Сотрудники милиции просят граждан проявлять бдительность, не устанавливать по просьбам неизвестных им людей никаких приложений. А также помнить, что сотрудники банка не звонят клиентам, тем более с использованием «Вайбера» и других мессенджеров. При поступлении таких звонков ни при каких обстоятельствах никому не сообщайте данные карты (номер, срок действия, CVV/CVC-код, СМС-коды, полученные от банка). Лучше всего прекратите разговор.