Содеянного членами калинковичской группировки хватило бы не на один криминальный сериал.
В 2003 году в Гомеле состоялся громкий уголовный процесс. Перед судом предстали 22 участника опасной банды. Заседания проходили прямо в стенах СИЗО, а на одном из местных предприятий пришлось изготовить клетку, размеры которой позволили вместить всех обвиняемых.
Кровавый старт
Когда-то Валерий Яскевич (здесь и далее фамилии фигурантов дела изменены), известный в уголовных кругах под прозвищем Ушатый, работал в пожарной охране. В лихие 90-е подался в бандиты. За вымогательство угодил в колонию, где не единожды нарушал дисциплину, за что был переведен на тюремный режим. Подобные «заслуги» в криминальном мире почитаются, и Ушатый выбился в авторитеты. В 1998-м он вернулся в Калинковичи, где его тепло встретила местная «братва». Возглавлял ее так называемый смотрящий Алексей Симоненко по прозвищу Машер. Также стоит упомянуть ровесников Яскевича — 27-летних Александра Кота и Андрея Мищеренко. В намечавшейся криминальной эпопее им предстояло сыграть ведущие роли. Впрочем, все завертелось еще до возвращения будущего главаря из тюрьмы.
В начале того же 1998 года Кот, Мищеренко и племянник Машера отправились «на дело». Последний выступил наводчиком, рассказав о знакомом предпринимателе, который продал дом и имел на руках крупную сумму. Распределили роли, подготовили арсенал: маски, веревку, скотч и деревянную биту. По телефону жертву выманили на встречу — на его же дачу, использовавшуюся под склад стройматериалов. Изначально планировалось вывезти коммерсанта в лес и выяснить, где находятся деньги. Однако операция пошла не по плану. В момент нападения мужчина отчаянно сопротивлялся и кричал на всю округу. Тогда Мищеренко дважды что было силы ударил несчастного битой по голове. Тот затих навсегда…
Уложив тело в багажник, поехали в лес и закопали труп. А сами отправились в квартиру убитого и устроили там обыск. Так и не найдя тайник, в котором действительно хранилось более 10 тысяч долларов, вынесли аудиотехнику, одежду, золото.
Спустя несколько дней забеспокоилась сожительница погибшего. Обнаружив его жилище перевернутым кверху дном, она поехала на дачу. На крыльце валялась мужская перчатка да темнели бурые кляксы, о происхождении которых было легко догадаться без экспертизы.
Всего в «послужном списке» бандитов три доказанных следствием убийства. Причем одной из жертв стал вышеупомянутый Машер. На момент расправы, случившейся летом 2000-го, он давно был отстранен от власти, проводя дни в алкогольном и наркотическом угаре. Однако претензии к нему со стороны бывших товарищей остались, и они вынесли свой приговор. Пьяного Машера вывезли за город, задушили веревочной петлей и закопали.
А через две недели по отработанному сценарию убили еще одного уголовника, отомстив ему за прошлые обиды. В суровом криминальном мире такой исход не редкость.
Суд над членами калинковичской криминальной группировки стал первой ласточкой. Вскоре после этого на всю страну прогремели дела других банд — «морозовцев», «пожарников», «речицких».
Новый «порядок»
Осмотревшись на воле, Яскевич пришел к выводу, что Машер (на тот момент еще живой) не справляется со своими обязанностями. После чего произошла «кадровая перестановка». По слухам, в назначении нового смотрящего участвовали даже некие авторитеты из России. Как бы там ни было, бразды правления оказались в руках Ушатого. А для местных бизнесменов начались тяжелые времена.
Конечно, и предшественник Яскевича не был ангелом, но теперь его вспоминали теплыми словами. Беспредела с угрозами и насилием при Машере не было. Новый смотрящий с ходу дал понять, что «эра милосердия» закончилась, а за покой придется платить — регулярно и много. Формы расчета — деньгами, товаром, в виде бесплатной заправки транспорта или оплаты мобильной связи (в ту пору из-за высоких тарифов сотовый телефон был по карману далеко не каждому). Тем, кто отказывался платить, гарантировались неприятности. И это были не пустые угрозы. Вдребезги разлетались витрины частных магазинчиков, ночью загорались предварительно обворованные киоски, угонялись автомобили предпринимателей.
За всем этим стояла банда Яскевича, в состав которой входило несколько бригад. Обычно они действовали самостоятельно, совершая однотипные преступления по отработанным схемам. К примеру, одна из бригад специализировалась на обворовывании сельских магазинов. Другая угоняла автомобили — десятки машин были похищены в Калинковичах, Мозыре, Светлогорске, Жлобине, Речице, Ельске, Наровле, Октябрьском. Наследили угонщики даже в Брестской области — в Пинске и Лунинце. Автотранспорт перегонялся «деловым партнерам» из других ОПГ, которые подделывали документы, меняли кузовные номера и после реализации расплачивались. Часть денег угонщики исправно передавали в «общак», которым также заведовал Ушатый. Иногда по его указанию бригады объединялись и проворачивали совместные операции, после чего возвращались в автономный режим.
Разбойники с большой дороги
Ради денег преступники были готовы на все, в выборе средств не стеснялись. Как-то на прицел попал валютчик из Мозыря. К нападению готовились тщательно. Вычислили адрес, отследили маршрут передвижений и стоянку автомобиля, от которой меняла шел домой через неосвещенный участок — идеальное место для захвата.
Двое бандитов двинулись следом, еще двое — навстречу. Поравнявшись, одновременно атаковали. Сбитый с ног валютчик даже не понял, что происходит: его быстро впихнули в салон «Фольксвагена». Хлопнули дверцы — иномарка помчалась за город.
Допрос устроили еще в пути, натянув пленнику мешок на голову и сдавливая шею петлей. В лесу его избили и привязали к дереву. Забрав ключи, поехали к нему домой, где похитили полторы тысячи долларов, ценные вещи. Напоследок с потерпевшего сорвали золотые украшения. Освободившись от веревки с помощью ножа-брелока, глубокой ночью он кое-как добрел до поселка, где жил его знакомый…
Отметилась группировка и разбоями на дорогах. В ее арсенале имелись ружейный обрез, охотничий нож, граната Ф-1 и десяток шипов, которые разбрасывались по шоссе для остановки транспорта. Следствие установило как минимум два эпизода на трассах в Калинковичском и Петриковском районах. Одним из ограбленных автомобилистов оказался гражданин Италии, лишившийся 4 тысяч долларов и 100 тысяч лир.
Схватка
Основной статьей доходов группировки оставался рэкет. Вымогатели действовали путём запугивания. Хотя срабатывало это не всегда. У одного предпринимателя сперва сожгли недостроенное кафе возле трассы, затем — магазин. Но заставить платить хозяина так и не удалось. А самый яркий случай сопротивления произошел летом 1999-го. Терпение бизнесменов лопнуло, и они сами «забили стрелку» местному мафиози.
По рассказам очевидцев, в лес за город съехалось более полусотни машин. Ушатый на этой встрече держался в своем стиле: дерзил и огрызался, провоцируя драку. И она произошла.
Яскевич, когда-то занимавшийся кикбоксингом, в своих силах не сомневался. На поединок с ним вышел бывший инспектор ГАИ, который недавно уволился и занялся бизнесом. Еще раньше он служил в спецназе, был инструктором по рукопашному бою. В общем, Ушатому крепко досталось…
Однако победа дорого стоила смельчаку. Начались звонки с угрозами, а позже бандиты взорвали его автомобиль. Стоит отметить, что Яскевич испытывал слабость к взрывчатке. У себя дома он хранил тротиловые шашки. Также по его приказу подручные приобрели гексоген и смастерили взрывное устройство. Опробуя его, разнесли кирпичную стену на заброшенном полигоне.
Ликвидация
В какой-то момент «братки» обнаглели до такой степени, что устроили вендетту сотрудникам ГАИ, которые регулярно задерживали их за различные нарушения. Больше всего пострадал начальник Мозырского отдела Госавтоинспекции. Сперва забросали кирпичами его автомобиль, а затем сожгли дачу.
Конец криминальному беспределу положили сотрудники Комитета по борьбе с организованной преступностью и коррупцией МВД (ныне — ГУБОПиК). Когда собранной оперативной информации было достаточно, прокатилась череда арестов.
Следствие длилось больше года, суд шел несколько месяцев. Были рассмотрены 53 тома уголовного дела, заслушаны показания более 80 потерпевших и 250 свидетелей.
Признанный лидером ОПГ Валерий Яскевич получил 25 лет лишения свободы. Андрея Мищеренко, который, помимо всего прочего, участвовал в трех убийствах, приговорили к смертной казни. Его подельник Александр Кот, признавший вину практически по всем эпизодам, получил пожизненное заключение. В зависимости от степени участия было воздано по заслугам и остальным преступникам.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки на первоисточник.