На Добрушчине в базе данных органов власти значится 411 незаселенных и ветхих жилых строений, причем уведомления о дальнейшем использовании 180 из них отсутствуют. Расследованное и направленное недавно в суд уголовное дело, деталями которого поделились с журналистами «Добрушскага краю» сотрудники райотдела Следственного комитета, свидетельствует: определение судьбы некоторых жилых построек может принимать не стандартный, и, более того, – криминальный оттенок. Начнем с фабулы. Её поведал следователь РОСК Руслан Широкий.
– Родственница одной из жительниц деревни Знамя, уехавшей на проживание в другую местность, находясь на подворье своей матери, в один из дней начала июля услышала громкие стуки. Доносились они со стороны дома, где доселе проживала временно уехавшая из Знамени пожилая сельчанка. Увиденное женщиной повергло ее в шок: на участке свояченицы хозяйничали трое незнакомых мужчин.
То, что еще недавно называлось домом, теперь жильем можно было назвать лишь условно. Почти половина строения оказалась разобранной. Деревянные брусья, блоки ПГС и другие материалы уже находились в кузове грузового «Мерседеса». Гражданка Е. тут же набрала номер дежурной части милиции. Троицу незнакомцев и грузовик с похищенными стройматериалами сотрудники милиции задержали на выезде из деревни Знамя…
По факту кражи было возбуждено уголовное дело. При расследовании выяснилось, что в промысел по заготовке «халявных» стройматериалов включились двое гомельчан – отец и сын К. 1959 и 1988 годов рождения, а также 61-летний пенсионер из Борщёвки Р.
Побудило трио на «подвиги» то, что родственники жены борщовца решили с минимальными затратами построить себе баню. Сельчанин, в свою очередь, с готовностью взялся помочь родне супруги, присмотрев один из относительно крепких пустующих домов в Знамени. Ну как не порадеть… Понятно, что ни владельцы дома, ни местные власти о действиях бригады «заготовителей» осведомлены не были. Как рассказали правоохранители, описанный случай в районе не единственный в своем роде.
– В итоге вместо легкого пара застрельщики этой некрасивой истории попали под статью Уголовного кодекса о краже, «совершенной повторно, либо группой лиц, либо с проникновением в жилище». Максимальные санкции ее предусматривают ограничение или реальное лишение свободы сроком до 4 лет, – подытожил Руслан Широкий.
«Мерседес» как орудие совершения преступления до решения суда помещен на штрафстоянку, ожидание судебного рассмотрения самими фигурантами дела также вряд ли назовешь радостными…
В минувшем 2016 году из 37121 кражи, совершенной в республике, без малого 10 тысяч случаев приходится на хищения из квартир, дач и частных домов. Большей частью – из оставленных на продолжительное время без жильцов и должного надзора. 68 случаев краж из жилищ зарегистрировано в этом году в нашем районе, 4 – из пустующих домов.
К слову, бесхозные и пустующие дома становятся не только объектами краж, поджогов и пьяных криминальных разборок асоциальных элементов, превращающих эти здания в заурядные притоны. На памяти случай конца минувшего года, когда при демонтаже аварийного дымохода на чердаке заброшенного дома в горпоселке Тереховка сотрудники райотдела по чрезвычайным ситуациям обнаружили около 22 килограммов марихуаны и приспособления для курения. Указанное здание семь лет перед тем было передано райисполкомом на праве безвозмездного пользования одному из областных акционерных обществ. Райотделом Следственного комитета установлены причины и условия, способствующие уголовно наказуемому преступлению. Главное из них: владелец здания не принял должных мер для его эксплуатации и предотвращения беспрепятственного доступа в заброшенное и находящееся в антисанитарном состоянии помещение посторонних лиц. Те же не преминули использовать дом для хранения и употребления наркотиков.
В один из очередных приездов узнал: из нежилого соседского дома, в котором новые хозяева-дачники затеяли ремонт, уворовали тачку, несколько электроинструментов, телевизор и другую утварь. В другой раз одна из сельчанок сообщила о милиционерах, проводящих проверку по факту возникшего пожара в одном из пустующих деревенских домов. Выгорело, пока прибыли спасатели, изрядно. Кто-то из сельчан накануне примечал шатающихся неподалеку незнакомцев. Не из местных. По внешнему виду – из категории «без определенного места жительства». Кто они, по всему, и пытались установить люди в погонах. Параллельно искали наследников превращенного в пепел имущества…