Крути педали: в Гомеле обсудили перспективы развития велодвижения

Крути педали: в Гомеле обсудили перспективы развития велодвижения

27.02.2020 в 14:14
Дарья Стрельченко, "Гомельские ведомости"

Развитие велодвижения – общемировой тренд. В некоторых европейских городах двухколёсным транспортным средствам подчинено всё остальное дорожное движение. Оно и не удивительно: велосипед – это и здорово, и экологично, и удобно, и экономично. Не обошла тенденция и город над Сожем – количество велосипедистов в Гомеле растёт в геометрической прогрессии. Постепенно на городских улицах появляется больше велопарковок, понижаются бордюры. Сделать город более дружественным для велосипедистов, привить культуру езды на протяжении нескольких лет сообща стремятся органы местной власти и ОО «ВелоГомель». Что уже сделано, а что ещё предстоит, обсудили участники круглого стола «О перспективах развития велосипедного движения», который прошёл в редакции «Ведомостей».



Начальник главного управления идеологической работы, культуры и по делам молодёжи Гомельского облисполкома Денис Езерский:

– Начиная разговор о велодвижении в Гомеле, прежде всего мне хочется отметить два года плодотворной совместной работы органов государственной власти – Гомельского горисполкома, Гомельским облисполкомома – и общественного объединения «ВелоГомель». Очень много проектов реализовано именно благодаря этому тесному сотрудничеству. В прошлом году мы достойно приняли международный форум, который помог нам по-другому взглянуть на проблемы велодвижения. Результатом стало то, что в Гомеле почти готова велоконцепция развития города. И в планах есть ещё много проектов, благодаря которым всё больше гомельчан садятся на велосипеды и приобщаются к городскому велодвижению. 

Совместная работа с ОО «ВелоГомель» – это также красивый пример сотрудничества общественного объединения и органов исполнительной власти. Это пример конкретной, результативной работы, а не просто формальных заявлений или каких-то взаимообвинений. Когда все стороны проявляют интерес, предлагают и участвуют в процессе, мы имеем большое количество позитивных решений. 

Я очень хорошо помню, как всё начиналось, как росло гомельское велодвижение, как мы его переводили из интернета, с закрытых форумов на абсолютно другой уровень. И сегодня это активное сообщество, которое представляет интересы наших велосипедистов не только в областном центре, но и за его пределами, и на международной арене. 

В этой связи также хочется поблагодарить областную Госавтоинспекцию за понимание и содействие нашим велосипедистам. Все мы помним, как ГАИ возглавила открытие велосезонов и своим примером показала, как можно и нужно позиционировать своё отношение к вопросу развития велодвижения. Госавтоинспекция всегда оказывала содействие в обеспечении мероприятий, связанных с движением велосипедистов по городу, рекомендовала маршруты и своим примером пропагандировала этот экологичный и здоровый вид транспорта. 

Благодаря совместной работе по всему городу стали появляться велопарковки, при реконструкции дорог идёт работа по снижению бордюров. Конечно, не всё пока идеально, но процесс сдвинут с мёртвой точки. То есть появилось очень много позитивных решений, к которым когда-то было страшно подступиться, а сегодня это механизм, который движется, и не хотелось бы, чтобы он останавливался.

Также хочу поблагодарить гомельчан, которые не сидят у телевизоров или в интернете, а активно отзываются, обсуждают, и участвуют в этом интересном и важном деле. 

Начальник управления спорта и туризма Гомельского облисполкома Павел Старосветский: 

– Сегодня в Гомельской области много общественных организаций. С ОО «ВелоГомель» интересно работать: вы приходите с готовыми идеями, а для органов власти это самое главное. Ведь мало прийти и сказать: «Нам надо!» Нужно предлагать и включаться в работу. Именно так вы и делаете: приходите и говорите, что мы уже сделали это и это, а вот это давайте сделаем вместе. В этом взгляды «ВелоГомеля» и органов власти совпадают. 

Председатель ООО «ВелоГомель» Светлана Король: 

– Велодвижение в Гомеле существует более 10 лет. Участники считают дату с момента регистрации форума, группы в интернете. Тогда вроде бы всех всё устраивало: проводились велопарады, велопробеги, «покатушки». Но в какой-то момент мы поняли, что пришло время перезагрузки, и два года назад решили вывести велосипедное движение Гомеля на официальные колёса. И вот в ряду организаций Беларуси появилось ОО «ВелоГомель». Свои цели мы сформулировали в миссии организации. Это прежде всего воспитание вежливой, культурной езды, приобщение к здоровому образу жизни и активная жизненная позиция. 

Конечно, ряд наших велопроектов способствует их достижению, но во главу угла своей работы мы всё-таки ставили задачу наладить взаимодействие с руководством города. В том числе потому, что среди велосипедистов города и области очень велик спрос на современную и безопасную инфраструктуру. Что бы мы ни делали, какие бы мы ни проводили велосипедные мероприятия, всегда главный вопрос, который нам задают, – про инфраструктуру.

Зарегистрировавшись, мы приняли участие в велофоруме, который прошёл в Минске. После этого появился запрос на организацию туристического велослёта в Гомельской области, и мы обратились в управление спорта и туризма облисполкома к Денису Владимировичу. Нашу идею поддержали, и мы организовали мероприятие, на которое приехало более 400 человек из Беларуси, России, Украины, Польши. На «Лошадиный Остров», где проходил велофорум, нам привезли всё необходимое для проведения, благодаря спонсорам мы поставили сцену, собрали друзей-артистов, провели гонку. Первое наше мероприятие без сучка и задоринки заявило, что в Беларуси появилась новая велосипедная организация «ВелоГомель».

Жизнь в организации кипит. У нас есть свои постоянные проекты: «Велосемья», «Леди на велосипеде», «Экопроект», а также много новых. Что касается прошлогоднего международного велофорума, то, хочу сказать, что прошёл он на высочайшем уровне. Это отметили все гости, которым есть с чем сравнивать. Всё это удалось благодаря связке государства, общественной организации, помощи европейского проекта, бизнеса, который также выступал партнёром. Общественники, ГАИ, архитекторы – от экспертов из других стран мы узнали, какой может быть велосреда, как это бывает в других городах. Участие в форуме принял председатель Гомельского горисполкома Пётр Кириченко. 

Светлана Король: – Важным итогом всей проделанной за несколько лет работы стало для нас появление велосипедной концепции города Гомеля. По инициативе ОО «ВелоГомель», при поддержке Гомельского горисполкома в рамках программы »Городское велосипедное движение Республики Беларусь» концепцию развития до 2030 года разработали эксперты из Минска. Этот документ был принят нами 16 января. Концепция создавалась экспертами, активистами «ВелоГомеля», при огромном содействии руководства города. Для нас это практически велосипедная конституция. И сейчас наша задача – использовать эту концепцию самым наилучшим образом. Надо наладить работу так, чтобы во время строительных преобразований в городе в момент обсуждения технического задания с проектировщиками сразу оговаривалась тема велодвижения. Сейчас мы ждём, чтобы все структуры получили рекомендацию использовать велосипедную концепцию. 

Начальник отдела спорта и туризма Гомельского горисполкома Игорь Полуян: 

– Нужно отметить, что данная концепция практически не требует материальных затрат при строительстве и реконструкции дорог и тротуаров. Но благодаря свое-
временному обсуждению станет возможным находить правильные решения, чтобы соединить всю нашу городскую велоинфраструктуру. Пускай не сразу и не везде это будут широкие дороги, но возможность для проезда велосипедов будет предусмотрена. 

Денис Езерский: 

– Эта концепция нужна, чтобы в процессе развития Гомеля мы не забывали о некоторых вещах, которые важны сегодня: понизить уровень асфальта, поставить светофор, установить велопарковку, закрепить знак и так далее. Все участники реконструкций и строительства будут знать, что есть правила игры, которые нужно иметь в виду. Это довольно сложный документ. Спасибо за работу, которую вы проделали. 

Член правления ООО «ВелоГомель» Валентина Познякова: 

– Если говорить про день сегодняшний, то сейчас большой запрос на разработку веломаршрутов. Мы проводим очень много мероприятий, но иногда люди не имеют возможности именно в этот день и время проехать с нами. А если есть разработанный веломаршрут, то они могут это сделать сами. С несколькими вариантами уже можно познакомиться на нашем сайте. Один из них, например, ведёт на Партизанскую криничку. Веломаршрут не только живописный, но имеет историческое, патриотическое значение. Ещё один – в Зябровку, проходит через Чёнки. Это очень красивые места. Хотелось бы эти маршруты облагораживать, чтобы появилась культура, чтобы можно было не только передвигаться по городу, но и использовать велосипед в качестве досуга. Например, в выходные дни загрузить веломаршрут в мобильный телефон и поехать за город с семьей или друзьями. 

Светлана Король: – Одно из последних событий в веложизни Гомеля – появление площадки VeloPoint. Сделать это удалось благодаря городу. И на ней уже проходят мероприятия, а впереди ещё больше интересного. 

Руководитель проекта VeloPoint Руслан Джалый: 

– Площадка только набирает обороты. Там уже стоит мебель, есть стенд для ремонта велосипедов, закуплено озеленение, есть велопарковки и пандусы. Планируется организация общественной площадки – уникального городского пространства с притяжением не только велосипедистов, но и всех активных горожан. Она станет местом для мероприятий – образовательных, экологических, различных других. С этого места могут стартовать велоэкскурсии. В ближайших планах организация для взрослых школы езды на велосипеде. 

Светлана Король: – Когда я рассказываю о наших результатах, мне часто задают вопрос, на самом ли деле к нашему велосипедному движению прислушиваются. Имея такой опыт работы, я всегда отвечаю утвердительно. 

Денис Езерский: – Любой чиновник будет прислушиваться к здравому подходу к делу, когда к нему приходят не с позиции «Дайте!», а «Давайте вместе!» В кабинетах сидят не роботы. И если приходят с реальными предложениями, как решить ту или иную проблему, то понимание всегда будет.


Инициативы

Новый маршрут. В Гомеле разрабатывается новый веломаршрут по местам воинской славы и доблести. Презентуют маршрут в канун 9 Мая. Планируется, что возглавит его председатель Гомельского облисполкома Геннадий Соловей, который и предложил велолюбителям региона проехать по памятным местам в значимую для страны дату. 

Разработкой маршрута занимается ОО «ВелоГомель». Сейчас активисты общественного объединения анализируют подъездные пути к обозначенным в маршруте объектам. 

«Данный веломаршрут не разовая акция, –отметил начальник главного управления идеологической работы, культуры и по делам молодёжи Денис Езерский. – Его можно будет использовать и в дальнейшем для велопрогулок и не только с пользой для здоровья проводить время, но и обогащаться с точки зрения патриотического воспитания. Согласитесь, сегодня, особенно молодёжь, в основном знает о памятных местах, которые расположены в центре города. А о тех, что в районах, чаще всего знают люди, которые живут рядом. Проехав по новому маршруту, можно будет узнать много интересных фактов о военном прошлом города и страны. Рассчитываем на активное участие в велопробеге, который состоится в канун Дня Победы, нашей молодёжи. Впрочем, возрастных ограничений нет». 

Член правления ОО «ВелоГомель» Валентина Познякова рассказала, что сейчас готовы два маршрута: один проходит по областному центру, другой выходит за его пределы. Кроме этого, каждый велосипедист из точек базовых маршрутов может комбинировать свой собственный. Известно, что стартовать велопробег будет с площади Восстания. 

Байкшеринг. В Гомеле заработает бесстанционный байк­шеринг. Планируется, что уже в марте в областной центр будет доставлено 500 велосипедов. Смысл данной услуги в том, что взятый на время велосипед можно не возвращать, а оставить в любом месте, где он не будет создавать препятствий другим участникам дорожного движения. Узнать, где есть свободный двухколёсный транспорт, можно через специальное мобильное приложение. 

Данную возможность жителям и гостям областного центра предоставит столичная компания «Колобайк». Определиться с площадками, где будут сконцентрированы жёлтые велосипеды, компании, поможет общественное объединение «ВелоГомель». Планируется, что разместится двухколёсный транспорт возле учебных заведений, торговых центров, рядом с городскими достопримечательностями. Что касается стоимости услуги, то она будет зависеть от активности гомельчан. Чем больше будет пользователей приложения, спрос на велосипеды, тем ниже цена. Например, в Минске в прошлом году покататься полчаса стоило 50 копеек. Компания «Колобайк» надеется на культуру жителей областного центра, на то, что велосипеды будут долго служить, оставаясь в сохранности.

Велокурьеры. Гомельские велоактивисты работают над созданием курьерской велосипедной службы. По словам Руслана Джалого, приложение будет несколько похоже на современные приложения для такси. На электронном ресурсе можно будет регистрироваться и становиться курьером. Доставлять планируется продукты, офисные документы, еду – всё, на что будет спрос. Велоактивисты работают совместно с программистами. Поддержать уникальный проект выразили готовность столичные велоактивисты. 

В некотором смысле будущий сервис будет социальным проектом. Во-первых, в нём смогут подзаработать студенты, во-вторых, как планируется, администрировать его будут люди с ограничениями, в-третьих, сам по себе способ передвижения курьера снизит нагрузку на экологию города. Запуск проекта запланирован на нынешнее лето.

Метки: