С начала года в Гомеле зарегистрировано 50 краж велосипедов. Летом такие преступления попадают в милицейские сводки чаще. Обычно виноваты сами владельцы — оставляют байки без присмотра во дворах и подъездах, не пристёгивают специальными замками. Журналисты «Белки» убедились в этом во время рейда с начальником отдела охраны правопорядка и профилактики Советского РОВД Константином Сокуром и участковым инспектором Михаилом Брезгуном.
Больше всего велосипедных краж зарегистрировано в Западном микрорайоне, поэтому наша первая остановка — у жилого дома на улице Бочкина. Возле подъезда расположилась компания подростков, один из них — на современном «горнике».
— У меня всё в порядке, велик поставлен на учёт, — спокоен пятнадцатилетний школьник.
Проверяем. Милицейская наклейка на раме есть, заводской номер не стёрт, хорошо читается. Cпрашиваем, где хранится подарок родителей.
— В подвале и всегда пристёгнут надёжным тросом с замком, — отвечает парень.
Претензий к такому ответственному владельцу быть не может. Едем дальше.
В пути правоохранители рассказывают свежий случай. Сотрудник одной из интернет-компаний приехал по вызову в офис, где целую ночь ремонтировал крупную поломку. Велосипед оставил у входа, забыл закрыть замок троса. Когда вышел из офиса, велосипеда уже не было.
— Велосипед компьютерного мастера объявлен в розыск. Сколько будем искать и найдём ли, неизвестно. К сожалению, хозяин не поставил транспортное средство на учёт в АИС (автоматизированная информационная система — прим. ред.), — уточняет важную деталь Константин Сокур. — А зря. В банке данных кроме заводского номера велосипеда фиксируются его особые приметы – потёртости, царапины, трещины, которые в случае кражи помогут в поиске. Да и доказать потом проще, кому реально принадлежит велосипед.
По словам Сокура, постановка на учёт проводится бесплатно и занимает всего несколько минут. Достаточно подойти на улице к любому милиционеру и сообщить о своей просьбе. Сейчас в банке данных Гомельской области числится более 205 тысяч велосипедов, из них больше 7 тысяч принадлежат жителям Советского района.
Там же, на Бочкина, в соседнем дворе замечаем велосипед, пристёгнутый к дереву.
— Не лучший вариант «стоянки»: рябину можно повредить. Лучше переставить транспорт вон к тому столбу. Троса хватит обмотать не только раму, но и колесо, — делает вывод участковый Брезгун и спрашивает у скучающих на лавочке бабушек номер квартиры хозяина велосипеда. Звонок в домофон, и велолюбитель обещает через минуту-другую «припарковаться» в другом месте.
Перемещаемся на улицу Минскую, проверяем открытые тамбуры в доме-«свечке». В одном из них кладезь для вора: детские велосипеды, самокат, санки сами просятся в чужие руки. Из хозяев «добра» дверь открыл только один, вернее, одна. Жительница блока объяснила, что велосипед сына в квартире ставить некуда, подвала в доме нет, вот и пользуется общей площадкой.
— Ещё ни разу ничего не украли, — приводит железный аргумент хозяйка.
Участковый Брезгун советуют хозяйке всё-таки найти уголок для «четырёхколёсника» в квартире и передать аналогичную просьбу соседям. Как вариант — по согласованию с коммунальными службами приделать к стене поручень и пристёгивать к нему имущество специальными замками.
Через пару минут встречаем ещё одного велолюбителя. Старенький «Аист», который катит мужчина, в милицейский банк данных не внесён.
— А можно это сделать прямо сейчас? Тогда оформляйте, — улыбается владелец синего «Аиста».
Убеждаемся, что процедура занимает меньше пяти минут: указывается номер рамы, марка, цвет, особые приметы велосипеда и контактные данные хозяина.
Выезжаем на улицу Барыкина. У магазина бытовой химии напротив завода пусковых двигателей наблюдаем картину: мужчина бросает велосипед у входа и удаляется за покупками. С согласия милиционеров переносим «железного коня» на пару метров и прячем за деревом. Ничего не подозревающий владелец выходит из магазина и удивлённо смотрит по сторонам. Подходит к милиционерам и сообщает о пропаже.
— Что же вы не бережёте свой велосипед? — интересуется Сокур.
— На пять минут забежал за чистящим средством, увидел вас, поэтому был спокоен, — не растерялся мужчина. — Да и кому нужен мой «старичок»…
— Как раз к таким «старичкам» и проявляют интерес злоумышленники. Обменивают видавшие виды дешевые велосипеды на алкоголь. А ваш на 80-100 рублей «потянет», — объясняют милиционеры.
С их доводами мужчина соглашается и обещает в будущем относиться к своему «Аисту» бережливее. Транспортное средство тоже попадает в банк данных.
СОВЕТЫ ВЕЛОСИПЕДИСТАМ
- Покупайте велосипед только с документами, сохраняйте их.
- Если документов нет, перепишите серийный номер рамы, сделайте фото велосипеда, запомните его особые приметы (наклейки, царапины, неродные детали и прочее). Это поможет в поиске и докажет, что велосипед ваш.
- Не оставляйте велосипед без присмотра на долгое время. Замки и сигнализации — лишь временные препятствия для вора.
- Не доверяйте присмотр за велосипедом незнакомым людям.
- Желательно оставлять велосипед в поле зрения камер видеонаблюдения.
- Приковывайте велосипед за колесо и раму, если позволяет длина троса — за оба колеса и раму. Используйте для «фиксации» внушительную стальную цепь и висячий замок или замки типа U-lock.
- Уносите всё быстросъёмное оборудование: велокомпьютер, освещение, насос, флягу.
- Обнаружили пропажу велосипеда? Звоните в милицию, запишите время кражи, осмотрите место происшествия. Поищите вокруг камеры видеонаблюдения. Постарайтесь найти свидетелей, запишите их телефоны. Сообщите о краже друзьям-велосипедистам, возможно, он попадётся кому-то на глаза. Просматривайте объявления о продаже подержанных велосипедов.
- Если вам удалось отыскать велосипед самостоятельно, не пытайтесь отнять его, вызывайте милицию, дальнейшее разбирательство — их работа.