В Калинковичах мужчина заснул и увидел рай для велосипедистов, поехал сам – нарушил ПДД, чуть не попал в ДТП, набросились собаки

28.10.2017 в 21:57
Сергей Сакович, "Калінкавіцкія навіны"

Как и многие мальчишки 70-х — 80-х годов в детстве я очень любил кататься на велосипеде. В семь лет выкатил из сарая отцовский велик черного цвета с белым аистом на раме. Громоздкая для ребенка техника водила меня из стороны в сторону, часто непокорно шлепалась оземь. Однако желание научиться кататься было огромным и, набивая синяки и шишки, через пару-тройку лет все-таки «укротил» ее. Лет в 9 уверенно сидел в седле. Так в моей жизни появился двухколесный друг.

В Калинковичах мужчина заснул и увидел рай для велосипедистов, поехал сам – нарушил ПДД, чуть не попал в ДТП, набросились собакиУдовольствие от езды получал несравнимое и в силу возраста даже не задумывался, что, оказывается, покатавшись лишь один час на велосипеде, сжигаешь 500 калорий. Езда придает бодрости, положительно влияет на сердечно-сосудистую систему, улучшает настроение и уменьшает стрессовую нагрузку. Не даром ведь сэр Артур Конан Дойл советовал: «Если вы упали духом, день кажется унылым, а работа становится монотонной, возьмите велосипед и прокатитесь на нем». А Джон Кеннеди утверждал, что ничто не сравнится с удовольствием от простой езды на велосипеде.

Ученые подсчитали, что регулярная езда в течение 75 минут в неделю приравнивается к дополнительному полугоду жизни!

Шавки на тротуаре

Так сложилось, что сейчас  велосипеда у меня нет, но обстоятельства иногда вынуждают к необходимости сесть в седло.  

Вот и недавно пришлось. Опаздывал на работу. Побежал к соседу и попросил до вечера велосипед. Сосед, добрейшей души человек, вошел в положение.

Выезжаю со двора монолитной 10-этажки по ул. Никонова и начинаю набирать скорость. Тротуар до улицы Интернациональной выложен фигурной плиткой, езда — одно удовольствие. Но вскоре осознаю, что жизнь не так хороша, как кажется. С утра со всех многоквартирных домов, которых в моем микрорайоне уже настроено с десяток, выводят на прогулку своих малых и больших питомцев собаководы. По какой-то странной причине в Калинковичах собак выгуливают без намордников. А шавка без намордника и поводка, как правило,  бросается на чужака и лает как угорелая! И хорошо, если только лает. Вот и в то чудесное октябрьское утро парочка псов набросилась на меня, норовя прокусить штанину, а заодно и мягкие ткани на теле. Все 150 метров до улицы Интернациональной отбивался от них. На силу отбился. Хозяева же животных взирали на все с равнодушием.

Проезжаю кинотеатр, пересекаю дорогу за ним — и тут новая неприятность. В безымянном закоулке, что соединяет улицы Фрунзе и Пушкина, едва не сталкиваюсь с шикарным «Опелем». Заметил его в последний момент, так как в этом месте проезжая часть узкая и видимость сильно ограничена из-за нависающих над дорогой заборов частного сектора.

Испытав очередную порцию негативных эмоций, продолжаю путь по ул. Пушкина и выезжаю на ул. Дзержинского. А эта улица  имеет пешеходную дорожку только с одной стороны. Естественно, все пешеходы идут по ней. И перед началом рабочего дня тут весьма многолюдно. Петляя между пешеходами, создаю им массу неудобств. А что делать? Тут замечаю, как впереди велосипедист выезжает прямо на проезжую часть и тем самым нарушает правила дорожного движения. Давай и я так! А навстречу несутся нескончаемым потоком легковушки, ведь их владельцы тоже спешат на работу либо по делам.

Так, подвергаясь опасности, я добрался-таки до редакции. Едва не опоздал и от этого, выражаясь словами Владимира Высоцкого, было  «бермуторно». Ох, и не прав был старина Кеннеди насчет удовольствия от велопрогулок!

А будь в нашем городе велодорожки, этих всех неприятностей я бы легко избежал.

Есть чему поучиться

Вернувшись с работы, включаю телевизор. По «Евроньюс» передают: «В финском городе Оулу с населением 200 000 человек построено около 800 км велосипедных и пешеходных дорожек, которые образуют целую сеть, охватывая все необходимые для полноценной жизни места: школы, магазины, работу. Эта сеть полностью отделена от автомобильных дорог, включает множество развилок и дополнительное место на обочине для уборки снега. Велодорожки имеют освещение».

В продолжение темы — сюжет о том, что наличие велосипедных дорожек в Нью-Йорке позволило радикально снизить количество аварий с участием пешеходов и как следствие — смертности по причине ДТП. Дело в том, что велодорожки уменьшают опасную и оживленную часть дороги, которую переходят люди, следовательно, снижается количество несчастных случаев. Водителям лучше видно велосипедистов, едущих по отдельной полосе, а оградительные приемы в виде бордюров, барьеров или выделение краской создают дополнительную защиту пешеходов от несчастных случаев.

Долгие годы имею привычку засыпать под радиоприемник. Почти уже сплю, и обрывками сознания улавливаю информацию в радионовостях о том, что в одной из европейских стран проложили велодорожку длиной 480 км. Это — в одном направлении!

Засыпаю и вижу во сне себя едущим на велосипеде с рюкзаком на плечах, в котором еда и все необходимое на несколько дней. Еду по широкой, освещенной и раздельной от пешеходной велодорожке. Вот он — рай! И никаких тебе собак по пути и не надо лавировать между недовольными прохожими и наглыми автомобилистами! Просыпаюсь, а из приемника — хорошо знакомые слова: «Как жаль, но это только снилось мне…» из песни Константина Никольского.

Утром захожу в Интернет, и всезнайка Яндекс выдает информацию, что в Беларуси велодорожки, кроме столицы страны и областных центров, имеются лишь в Барановичах, Борисове, Жодино и Орше. В Минске есть специализированная велодорожка протяженностью 27 километров, которая полностью пересекает город с севера на юг. Велосипедисты называют ее велобаном, любят за ровное асфальтное покрытие, по которому можно прокатиться с ветерком.

Дорожки со специальной разметкой и знаками для велосипедистов можно увидеть практически в каждом районе.

Ситуация оставляет желать лучшего

Еще один извечный плач велосипедистов — велопарковки. Не раз слышал, что их последнее время становится все больше возле магазинов, торговых центров, парикмахерских, учреждений образования. Твердо придерживаясь принципа, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать, решил пройтись по городу и воочию в этом убедиться.

Мало реально обойти все городские улицы, побывать на всех предприятиях и учреждениях. Для этого понадобилось бы слишком много времени, но во всех микрорайонах, за исключением «Ситни», я побывал. И общую тенденцию вполне могу описать.

 Сразу скажу, что ни в гимназии, ни в одной из школ так и не увидел ничего напоминающего велостоянку. Исключение составляет Центр творчества детей и молодежи. А вот в сентябре довелось побывать в СШ Малых Автюков и приятно было наблюдать, что велостоянка там есть и активно используется.

Не жалуют велолюбителей и частные предприниматели, занятые в сфере торговли и услуг. Велопарковку увидел только у стен игрового клуба «Хамелеон», что на ул. Энгельса и продуктового магазина «Фаворит» (ул. Мира).

Наблюдается пренебрежение к интересам велосипедистов и со стороны банковских учреждений. Ни у одного из отделений всевозможных банков, расположенных в разных уголках города, велостоянок я не заметил.

Совсем другое дело — сеть калинковичских магазинов «Евроопт». У каждого из них велостоянка — непременный атрибут.

А вот отношение к нашему брату-велолюбителю со стороны РУП «Белпочта» двояко. Если у почтовых отделений №1 (ул. 50 лет Октября), №3 (пл. Ленина) и №4 (ул. Куйбышева) велопарковки установлены, то у отделений №2 (ул. Октябрьская) и №5 (ул. Суркова) их нет.

Не заметил я велостоянок ни у одного из мебельных магазинов города.

Подкачали в этом плане и учреждения культуры. Ни у Калинковичского центра досуга, ни у Центральной районной, ни у детской библиотек стоянок нет. Хотя посетителей здесь хватает, в том числе и приезжающих на велосипедах.

При отсутствии велопарковок у общественных зданий нашим велосипедистам-любителям ничего не остается, как пристегивать своих двухколесных к перилам лестниц, скамейкам, столбам, деревьям. Согласитесь, это не лучшее решение вопроса.

Парковка у водосточной трубы

А сейчас предлагаю читателям вместе совершить небольшую экскурсию по городу, чтобы определить адреса благополучия,  где имеются велостоянки.      

Давайте отправимся в путь от железнодорожного вокзала и увидим велостоянку рядом с этим зданием.

Напротив вокзала — целый комплекс разнообразных торговых точек и там же — парикмахерская. Есть здесь одна небольшая велостояночка. Если пройдем в начало улицы Октябрьской, то найдем таковые у заготовительного магазина, магазинов «Продукты» (напротив железнодорожной поликлиники) и «Родина».  

На главной улице города, Советской, мы обнаружим велопарковку у проходной СООО «Белсыр», на которой увидим табличку «Место для велосипедов». Такой знак внимания к владельцам двухколесной не моторизированной техники прельщает. Здесь же проложена широкая тротуарная дорожка с ливневкой, по которой можно пройти пешком или проехать на велосипеде до самой проходной хлебозавода. Судя по тому, что асфальт не успел еще потускнеть, проложена дорожка совсем недавно. И у заводской проходной тоже установлена велостоянка. За внимание администрации хлебозавода к нуждам велосипедистов — отдельные слова благодарности. Стоянками они оснастили торговые павильоны “Сдобушка”, рядом с Центральной районной больницей, и “Булочная” на ул. Загородная, магазины “Хлеб” по ул. Фрунзе, “Колосок” по ул. Свердлова, “Свежий хлеб” по ул. Октябрьская и “Водар” по ул. Пионерской.

Лестные слова с полным на то основанием адресую и ОАО “Калинковичский мясокомбинат”. У фирменных магазинов “Полесье-2” (ул. Маркса) и “Полесье-4” (ул. 50 лет Октября) парковки для велосипедов имеются.

Есть парковка и у проходной ОАО “Калинковичихлебопродукт”. Было бы совсем неплохо, если бы администрация предприятия установила ее и у фирменного магазина “Калинка”, что рядом с музыкальной школой.

Мы немного ушли в сторону, поэтому вернемся на улицу Советскую и увидим велопарковки у магазина “Полесский”, гастронома “Юбилейный”, зданий УКСа и магазина “Евроопт”. Вот, пожалуй, и все. Учитывая изобилие торговых точек, банков, предприятий бытового обслуживания и прочего сервиса на этой улице охарактеризуем ситуацию словами персонажа популярного мультфильма: “Маловато будет!”. Ох и долго же приходится калинковичским велолюбителям гнать свой велосипед по главной улице города, чтобы припарковаться…

Сейчас рассмотрим ситуацию на улицах, которые примыкают либо пересекают главную городскую артерию и отметим наличие велостоянки у аптеки №149 по ул. Пионерской, аптеки №193 и кафетерия по ул. Фрунзе.

А у фасада офиса ОАО «Райбытуслуги» — малая архитектурная форма «велосипед». Но это — не велостоянка, у нее другие функции, сюда не припаркуешься. И приходится прикреплять двухколесного друга прямо к водосточной трубе.

К слову сказать, на ул. Фрунзе находится множество мелких частных магазинчиков, но они у одного из них, как нетрудно догадаться, нет велопарковки.  

Улица Князева. Здесь также немало различных объектов, рассчитанных на массовое посещение, но велостоянки есть только у “Евроопта”, магазина “100 мелочей” и районной  поликлиники. Заехав на улицу Энгельса, припарковаться можно у магазинов “Оптовичок”, “Стройматериалы” и “Уютный дом”.

 Вторая по значимости городская магистраль — улица 50 лет Октября. Здесь находится продуктовый рынок ПК “Магистраль” и ситуацию на нем можно назвать приближающейся к идеалу. Парковками для велосипедов оборудованы магазины «Хозтовары», «Меркурий», “Аўцюкоўскі кірмаш”, “Дары от Зари» и «Продукты» (ОАО «Калинковичиторг»). На этой же улице имеются велостоянки у супермаркетов «Соседи» и «Глобал», магазинов «Спутник» (ГП «Ваш продмаркет»), «Стройматериалы», здания, в котором совместно расположены стоматологическая поликлиника и аптека №69, у магазина «Вясёлка» (ОАО «Калинковичиторг»). О том, достаточно ли этого, предлагаю сделать вывод читателям.

С противоположной  стороны от ул. 50 лет Октября — ул. Мира. И здесь приятно наблюдать стоянку для велосипедов у магазина «Родны кут» (райпо).

Отмечу и велостоянки на ул. Первомайской: у городской бани и у магазина напротив.

О перспективах

Нельзя не заметить, что все больше калинковичан доверяют велосипеду. На мой взгляд, за прошедшие лет пять этой техники на улицах города стало заметно больше. Нет сомнения, что тенденция роста продолжится и в дальнейшем. Увы, но условия для комфортного передвижения в городе на велосипеде пока не идеальны.   

Понимаю, непросто перенять и применить у себя передовой опыт по обустройству велодорожек. В калинковичских условиях не обойтись без масштабной реконструкции городских улиц и целых уже застроенных микрорайонов. Хотя, надежда на лучшее есть. Принят указ Президента №307 от 27 августа 2017 г., согласно которому планируется полностью обустроить местные дороги. И неплохо бы в план реконструкции дорожных магистралей в нашем районе внести и пункт о строительстве велодорожек.

А оснастить все места массового посещения велопарковками вполне реально. Небольшая сварная конструкция не нанесет серьезного урона бюджету предприятия, зато благодарность посетителей заведения будет обеспечена.

Обсуждение