Оставить без сожаления работу медсестры и сесть за руль. Алена никогда не думала, что работа в такси – это именно то, чего ей так не хватало. Но оказалось, что быть водителем ее призвание. Алена разрушает стереотипы о том, что женщинам за рулем не место. В преддверии Дня таксиста поговорили с этой харизматичной девушкой и узнали, как реагируют пассажиры, увидев её за рулем, какие вопросы чаще всего задают и сложно ли конкурировать с мужчинами в этой профессии.
– В детстве я никогда не думала, что буду водителем, но тяга к технике была. Чинила свои плееры кассетные, магнитофоны, могла дверной замок разобрать или в телевизоре ламповом открыть крышку и откорректировать цвета, если они вдруг поплыли. Велосипеды свои пыталась ремонтировать. Помню, отец был в шоке от моих действий, особенно, когда пришел на обед, а я в телевизоре ковыряюсь.
Сколько себя помню, хотела быть кинологом. Очень люблю животных. В частности собак. Но со временем это стало казаться не серьезным, и я ушла совсем в другую сферу. Правда, любовь к четвероногим никуда не делась – дома две собаки – йорк и спаниель.
Права я получила в 2007 году. К тому моменту ездила за рулем уже лет 10. Лет в 12-13 был очень интересный случай, когда приехал двоюродный дядя в гости к бабушке. Мы летом сидели на улице рядом с машиной, поднялся ветер, пришлось сесть в машину. Я – на место водителя, дядя в шутку сказал: «Давай, поехали». Естественно, в том возрасте я и понятия не имела, как ехать и что делать. Дядя руководил: «Заводишь вот так, переключаешь здесь, трогаешься». В итоге я тронулась без проблем, проехала вперед где-то пару километров, развернулась, приехала обратно. Заглушила машину, мы вышли, и дядя спросил: «А сколько ты водишь?». Взглянув на часы, я поняла, что приблизительно минут десять уже вожу. Таким был мой первый опыт. Страха перед машиной не было вообще никогда. С тех пор я не упускала ни одной возможности порулить.
– Пойти в такси я в принципе не планировала. У меня было предвзятое мнение об этой работе, впрочем, как и у большинства людей. Просматривая вакансии, даже не обращала внимания на этот вариант. Можно сказать, просто решила попробовать. И я вышла в первый раз работать в ночную смену. Не зная города и адресов, было сложновато, ведь нужно было успеть доставить машину за отведенные 10 минут. Сейчас я понимаю, что этого времени предостаточно, даже много, но на тот момент казалось катастрофически мало. Отработала первую ночь, пришла домой с массой впечатлений, на адреналине, поняла — это мое.
Работаю в такси больше двух лет. До сих пор некоторые пассажиры садясь в машину, удивляются. Первое, что они говорят, не «Здравствуйте», а «Ого! Девушка за рулем. Странно…». На что я обычно отвечаю, что у нас за рулем в городе много девушек, что уж здесь странного. Всех удивляет сам факт работы в такси, ведь это считается мужской профессией. Я не считаю эту работу исключительно мужской. Женщины спокойнее за рулем, аккуратнее. У мужчин намного меньше выдержки.
Случаев, когда не хотели ехать из-за того, что девушка за рулем, не было. Наоборот, некоторые пассажиры, особенно женщины с детьми, впоследствии отдавали приоритет не мужчинам-водителям. У нас, у девушек, машина всегда чище, не накурено. А еще часто меня вызывают, чтобы отправить ребенка одного, например, в бассейн, на какие-то занятия. Маме спокойно, когда девушка за рулем, и ребенок себя гораздо комфортнее чувствует. Это вам не с угрюмым дядей-водителем ехать, как делились впечатлениями некоторые дети. В нашей фирме девушек всего две, и мы общительные, что нравится пассажирам.
– К стереотипному мнению, что «Женщина за рулем, как обезьяна с гранатой», я отношусь абсолютно спокойно. Общий стаж у меня больше 20 лет, если учитывать и неофициальное вождение. Пришлось за это время повидать всяких водителей. Считаю, что дамы водят гораздо аккуратнее, лучше, чем мужчины, которые даже ошибки на дороге с супер-уверенным видом совершают. Поэтому меня этот стереотип не касается, ко мне он не относится. Точно знаю, что на дороге есть две категории — водители и наездники. С водителями все и так ясно. А наездники – это те, которым дано знать, как заводить машину и двигаться из пункта А в пункт Б — все. Поэтому по гендерному признаку я водителей не разделяю. Либо ты хорошо водишь, либо нет.
По городу ориентироваться не сложно. Со временем просто изучаешь его досконально. Наверное, только за исключением частного сектора. И как только называют адрес, ты уже знаешь, куда ехать, автоматически выстроив в мыслях маршрут. В машинах немного понимаю. Знаю названия узлов, принцип работы, где что находится – мне это интересно.
Какие пассажиры попадаются? На самом деле это потрясающая профессия, дающая возможность общаться с абсолютно разными людьми. Общение с интересными личностями – это один из плюсов, который и привлекает меня в этой работе. Кстати, 99% людей спрашивают, не страшно ли работать в такси. Нет, не страшно. В ночные смены я работала не долго. Поняла, что это абсолютно не мой график. Страха возить незнакомых пассажиров нет. Мы уже здесь практически как психологи, шутят некоторые пассажиры, за короткое время поездки понимаем, что за человек перед нами и что от него можно ожидать.
– В моей практике был один единственный случай, когда пассажир не оплатил поездку. Это была ночная смена, конец лета. Девушка, которую я уже неоднократно подвозила, приехала по адресу, сказала: «Подождите, я сейчас принесу деньги». Спустя минут 10 я поняла, что ждать уже нечего, да и телефон к тому времени у нее был отключен. Естественно, через какое-то время эта неплательщица мне попалась снова. Я спросила, не хочет ли она возместить. Она ответила, что это ее сестра-близнец была, как она могла так поступить некрасиво. Так выкручиваться, мне кажется, очень смешно. И вообще, пассажиры не до конца понимают всю ответственность таких поступков, за которые есть реальная административная ответственность. И штраф далеко не 4-5 рублей, а в разы больше.
Заказов у нас всегда хватает, но больше всего работы летом. И днем, и ночью кто-то куда-то едет, постоянный движ. В связи с пандемией не заметила особых изменений в потоке заказов. Такси – это удобно, а люди ценят комфорт.
22 марта таксисты всего мира отмечают свой профессиональный праздник — Международный день таксиста. Именно в этот день в 1907 году на улицах Лондона появились первые автомобили, оснащенные специальными счетчиками. Лондонские извозчики назвали счетчик «таксиметр» — от французского «такс» («плата»), и греческого «метрон» («измерение»). С тех пор индивидуальный городской транспорт начали называть такси, а извозчиков — таксистами.
– За рулем сидеть вообще не надоедает, это поразительный факт. Все спрашивают, как жизнь заставила пойти в такси работать? Забавно, но звучит это с каким-то сочувствием обычно. Многим кажется, что эта работа примитивная. Я отвечаю — каждому свое. Не так давно, например, нужно было съездить в Гродно, а это тысяча километров туда-обратно. Удалось обернуться за 12 часов. Это было даже не сложно. Практика и привычка дают свои плоды. Правда, если много смен подряд попадает, то может и спина побаливать, и руки. Но любовь к работе, удовольствие от нее перекрывают эти нюансы.
– О том, что мой день рождения и День таксиста совпадают, узнала, когда год уже гоняла на машине с шашечками. Не вижу в этом какого-то знака судьбы. Я в такое не верю. Но все равно забавно.
– Иногда проскакивали мысли после стрессовых ситуаций, после большой усталости: может поменять работу? Но я понимаю, что где-то осесть стационарно, без движения не смогу. Приходить каждый день в одно и то же место, видеть одни и те же лица, выполнять одну и ту же рутинную работу – нет, нужна динамика. И это плюсы моей работы — постоянное движение, общение, новые люди, меняется картинка за окном, возможность побывать в разных интересных местах. Это просто идеальная работа лично для меня сейчас. В жизни важно получать удовольствие от того, что делаешь. «Найдите работу, в которую влюбитесь, и вам больше не придётся трудиться ни одного дня в жизни» — так сказал Конфуций. И я на работу хожу с удовольствием. Как говорится – каждому свое, Терешкова в космос летала, а я вот машину вожу.