Такси-агрегаторы пришли и в Калинковичи. Машины «ЯндексТакси» появились примерно осенью прошлого года, а месяц назад рассекать улицы начали машины IQTaxi. В чем их отличие от традиционного такси? Это полностью виртуальная служба. Прежде чем приступить к использованию, потребуется скачать приложение и пройти регистрацию: ввести некоторые личные данные, а также можно привязать банковскую карту для безналичного расчёта.
Удобно? Не то слово. Да и цены очень приятные для пассажиров. В среднем поездка по городу обходится в 3 рубля. Рады все, кроме таксистов старой закалки.
Александр уже много лет подрабатывает таксистом.
— Я зарегистрирован как индивидуальный предприниматель. Есть лицензия на работу таксистом. Долгое время работал сам на себя. А недавно вот тоже на машину свою наклейку «ЯндексТакси» наклеил. А что делать? По старым ценам никто не хочет кататься. Год назад по городу минимальная цена 5 рублей была, до Мозыря – 25 рублей. А теперь в соседний город можно за 9 рублей доехать.
О своей работе сегодня частники говорят с обязательной ремаркой «раньше/до» и «сейчас/после». «До» — это то золотое время, когда не было агрегаторов и цену устанавливали местные таксопарки.
Александр признается, что многие таксисты перешли на агрегаторы, чтоб хоть что-нибудь заработать, а не просто воздух возить.
На вопрос, сложно ли стать водителем «ЯндексТакси», Александр честно говорит: «Нет!»
— Самое главное – водительские права. «Яндексу» стаж нужен не меньше двух лет. Это же не традиционное такси, а так называемая аренда водителя с машиной. Поэтому не утверждаю, что у всех есть лицензия как у меня. Мою работу никто не контролирует. Как говорится, хочу работаю, хочу нет. Проверяют только машину раз в десять дней. Нужно предоставлять фотоотчет. Снимаешь полностью: спереди, сзади, слева, справа, салон и багажник. Если не пройти контроль, на линию не выйдешь. Да, техническое состояние так не отследишь, об этом водитель должен информировать сам.
За свое авто водитель отвечает сам и в IQTaxi. Кстати, этот агрегатор в отличии от предыдущего – полностью отечественного производства. Об этом рассказал соучредитель IQTaxi Игорь Муравьев.
— И с нашим приложениями могут работать только водители, которые получили официальное разрешение на перевозку пассажиров, — гордо заявляет мне Игорь. – В Калинковичах уже боле десяти машин работают с нашим агрегатором. Плюс одна машина есть для аренды.
Игорь признается, что их компанию калинковичане приняли хорошо, спокойно.
— Потому что уже неважно, сколько агрегаторов будет в городе: один, два или пять. Рынок такси уже полностью ими захвачен. Конкурируют просто между собой, — говорит Александр.
Он же и признается, так сказать не для записи, что сразу, когда появились машины «ЯндексТакси» частники и дороги им блокировали, и колеса прокалывали.
— И мне перекрывали. Я тогда сразу ГАИ вызвал. Отпустили по-доброму. Теперь такого уже нет. Привыкли. Смирились.
На вопрос, сколько можно заработать сегодня в такси, Александр поясняет систему оплаты:
— Когда за смену делаю 35 заказов — «Яндекс» платит 157 рублей. Разово. То есть если обслужил 35 человек и получил чистыми 100 рублей, то мне доплачивают еще 57. Но перевезти столько народу за день нереально. Конкуренция сильная.
В IQTaxi водитель получает 10% от заявки. Посадка – 1,5 рубля, 500 м бесплатно, далее 50 копеек за километр. Чтоб заработать от 800 до 1000 рублей за месяц, в день надо выполнить как минимум 17 заявок, как минимум это 8-часовой рабочий день.
Многие водители сегодня признаются, что такси превратились в «маршрутки» — дети по рублю скинулись и едут с шиком. Для водителя – это полный минус, сервис полностью ориентирован на потребителя.
— Не раз уже слышал от пассажиров, что им иногда выгодней и проще вызвать такси и завезти ребенка в сад или школу, даже в магазин, чем свое авто заводить. Так что с такими ценами «наши люди в булочную уже на такси ездят», — смеется Александр.