Нежно за баранку держись, шофёр. В Гомеле каждый пятый водитель троллейбуса - дама

Нежно за баранку держись, шофёр. В Гомеле каждый пятый водитель троллейбуса – дама

05.09.2019 в 21:42
Станислав Галковский, фото автора, "СБ. Беларусь сегодня"

Есть старая шутка: самый быстрый транспорт — троллейбус, поэтому его привязывают. За рулем «рогатого» хозяина городских дорог часто можно встретить даму. Например, в Гомеле каждый пятый водитель троллейбуса — представительница прекрасного пола. Елена Протченко вот уже 12 лет перевозит пассажиров. В этой профессии осуществилась её детская мечта. На маршрут с влюбленным в свое дело профессионалом отправился наш собственный корреспондент.

— Это не автомобиль, а троллейбус — водить сложнее. Не газанёшь, надо действовать накатом. Большую часть пути — почти 80 процентов, а между остановками примерно 1,5 минуты — «ласточка» должна просто катиться, — дает ценные сведения опытный троллейбусник Елена Протченко.

Она в профессию попала необычным образом. К сфере городского транспорта её родители, мама — учительница и папа — инженер, имели отношение только в качестве пассажиров.

Еще в пятилетнем возрасте Елена заявила, что мечтает водить эту «рогатую машинку». Все мило посмеялись в ответ, ведь готовили дочери другой жизненный путь. Девушка получила педагогическое и юридическое образование, но детская мечта не давала покоя.

12 лет назад судьба воплотила грезы в реальность, признается Елена:

— Если чего-то очень хочешь — сбывается. Я решила себя попробовать в новой профессии и поняла, что это мое. Плюс гомельский «Горэлектротранспорт» непосредственно на месте самостоятельно проводил обучение, не надо было дополнительных колледжей. Мне нравится управлять троллейбусом. Нравится эта атмосфера — пути, водительского коллектива, ответственности. На самом деле проехать маршрут осторожно, внимательно, мягко — это постоянно решаемая задача, даже для опытного водителя. Подчеркну, мы не можем переключать скорости, как автобус, поэтому надо выбрать такой режим, чтобы катиться плавно, с минимумом резких торможений. Их сразу ощутят в салоне. Машину необходимо чувствовать, это приходит только с опытом.

В любой профессии есть свои трудности. Например, на первую смену Елене приходится просыпаться глубокой ночью — в 3.30! Вторая смена заканчивается в 1.00! Но график продуман, немало выходных. Водители чаще всего ездят именно по своему фиксированному маршруту. У Протченко — № 5, основной километраж его пролегает по Новобелицкому району, за рекой от центра. Здесь водителей троллейбуса знают в лицо, улыбается Елена:

— Это приятно, некоторые здороваются. Вообще, очень возросла ответственность пассажиров, зайцев мало. Зато с каждым годом увеличивается количество автомобилей на дорогах. Водители часто забывают о банальной безопасности. Подрезать троллейбус или встать на остановке — это в норме вещей. Если бы в городе выделили отдельные полосы для общественного транспорта — был бы идеальный вариант.

— Как часто у троллейбуса «падают рога»?

— У опытного водителя крайне редко. Чаще всего причина в тех же «подрезалах», которые не понимают, что они рискуют не только своей жизнью, но здоровьем 70 человек на соседней полосе. В попытках избежать столкновений или встроиться в скоростной режим «рога и падают».

— Могут ли троллейбусы биться током в дождь?

— Да, такие случаи бывают на старых моделях, но это ЧП. Водитель сразу прекращает движение, высаживает пассажиров. Подобный инцидент свидетельствует о неисправности машины. В современных троллейбусах три уровня защиты от таких происшествий. В грозу, например, именно наш транспорт — самое безопасное место от молний.

— Мужчины как воспринимают женщин-водителей?

— Нормальные мужчины воспринимают нормально. Коллеги понимают, что работа очень ответственная. Если ты с ней хорошо справляешься — значит, специалист, значит, уважают тебя. Это чувствуется.

— А у троллейбусов есть имена?

— Конечно, машины-то боевые — каждый день в работе. В основном имена ласковые: ласточка, малыш, звоночек. Есть даже свои ритуалы. Ученика водителя, например, иногда заставляем кланяться троллейбусу перед рейсом. Стажеру дарим уголь, это графитовая вставка в башмаке токоприемника. В общем, живем весело.

В Гомеле сегодня более 200 троллейбусов обслуживают 26 маршрутов, общая продолжительность которых свыше 150 километров.

На двух участках работают бесконтактные троллейбусы, они за счет больших аккумуляторов могут преодолевать определенные расстояния без электрической сети. Скоро настанет эра электробусов, с уверенностью заявляет мне Елена Протченко:

 — Мы и сегодня самый экологичный транспорт, а со временем наследники троллейбусов захватят все дороги, но лишатся своих рожек. Электробусы вытеснят сначала автобусы, а потом и нас. Представляете, город без проводов троллейбусных линий? А потом роботы водителей заменят… Фантастика. Так что пользуйтесь троллейбусным колоритом прошлого и настоящего, пока есть возможность. Приобретайте талоны у водителя.

 Удивительная особенность любого путешествия, даже городского, — время летит незаметно. Наша героиня, закладывая новый поворот, смеется, что может стать основательницей женской династии водителей троллейбуса. Ее старшая дочь Виктория серьезно заявила, что у нее два профессиональных пути: или врач, или, как мама, — водитель. Достойные профессии — выбирай на вкус.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки на первоисточник.

Метки:

Обсуждение