X-файлы гомельского троллейбусного парка. Смотрим на этот жестокий мир из кабины водителя

08.10.2018 в 11:18
Андрей Рудь, Onliner

Видеорегистраторы общественного транспорта много чего видели, но не особо распространяются об этом. Обычно такие записи предназначены для служебного пользования — их крутят на инструктажах водителям, иногда дают страховщикам, милиции, экспертам… Мы поинтересовались, чего насмотрелись троллейбусы за пять лет. А также разузнали, сколько всего интересного осталось за кадром. И какая толщина лобовой брони у старого ЗИУ-9.

Содержание

Кино для служебного пользования

Троллейбусы хоть в Минске, хоть в Могилеве, хоть в Пхеньяне живут по одним законам. (Исключение разве что — черниговские троллейбусы: они настолько свободолюбивы, что вообще не подчиняются законам физики. Ниже приведем доказательства.) Нет ничего проще, чем управлять троллейбусом: сверху контактная сеть, снизу асфальт, жми ногами на все педали, дергай руками какие-то штуки. Все остальные, раз им так надо, объедут.

Гомель, предприятие «Горэлектротранспорт».

— Если обычный водитель должен следить за дорогой, то водитель троллейбуса — за двумя: одна сверху, другая снизу, — так приговаривает начальник корпоративной службы безопасности движения Василий Шкуратов, открывая заветную папку на компьютере.

Мало кто из посторонних ее видел. Тут сложены несчастья и недоразумения, случавшиеся с троллейбусами, за много лет. В назидание.

Гомельские троллейбусы централизованно оснастили регистраторами 3 мая 2013-го (до этого некоторые водители пользовались собственными). С тех пор накопилось богатое собрание, наверняка там есть всякое. Нам показали то, что посчитали целесообразным.

Конечно, Шкуратова, как коллекционера, интересует в первую очередь то, что можно использовать в обучении водителей троллейбусов. Чтобы не попадали в ситуации, когда сам вроде и не виноват, но смена — коту под хвост: приходится вслух нервничать внутри кабины, потом стоять часами, оформлять бумажки, доказывать, что не верблюд.

Эти движущиеся картинки показывать бы еще автомобилистам. И пассажирам. Ну и пешеходам, чтоб два раза не вставать. Этим сейчас и займемся.

Правила выживания на кольцах

Гомельские кольца — особая тема. Это, конечно, не Бангалор, но… Какого чёрта, это лучше! Несколько лет назад на некоторых перекрестках у нас выкорчевали светофоры и пустили транспорт по кругу. На исторически сложившихся кольцах просто убрали светофоры. Теперь-то участники движения пообтерлись, разобрались, многие даже полюбили такой (более быстрый) вариант. А поначалу охотно бились друг о друга, не понимая, что происходит и «откуда прилетело».

— Первое время много проблем там возникало, — Шкуратов подбирает файлы по теме. — То есть у нас-то проблем нету, наши водители проинструктированы, знают, какой ряд выбирать. А вот автомобилисты не всегда могут сориентироваться. Особенно неместным сложновато.

На видео — кольцо у так называемого завода торгового оборудования (завода давно не существует, а название прилипло). Троллейбус идет налево по соответствующей полосе, под него бросается микроавтобус, решивший ехать направо (из этого ряда можно только налево).

Если честно, человека почти можно понять: движение активное, на дороге ничего не нарисовано. Есть только знаки движения по полосам.

— Ну явно же не хватает тут разметки…

— Да я не раз писал про это в ГАИ. Потом нанесли разметку — и все равно, бывает, едут лишь бы как… Дело еще в том, что у троллейбуса там стрелка на контактной сети. Поэтому он едет медленно, чтобы не упали штанги. Возможно, кого-то из водителей это вводит в заблуждение, кажется, что можно проскочить.

Записей таких ситуаций можно найти много, они все как под копирку. (К слову, это же кольцо фигурирует в невероятной истории про бессмертный Peugeot, ищите ссылку ниже.)

Следующий случай — неудачное перестроение автомобилиста на другом сложном перекрестке. Не сумел соскочить с кольца.

— До появления регистраторов были не так видны масштабы проблемы, ­— щелкает мышью Шкуратов. — Теперь все наглядно.

— Может, кто-то из автомобилистов посмотрит, будет знать, что так ехать опасно, — надеется начальник корпоративной службы безопасности движения.

Какой-то странный «учитель»

— Вот загадочная ситуация, которую ну я не знаю, как можно было предугадать, — Шкуратов открывает очередной файл. — Троллейбус спокойно трогается от остановки, скорость километров 40 в час. Перед ним перестраивается Touran. Ну пусть перестраивается, если не мешает. Но смотрите, что он делает дальше: на перекрестке резко останавливается. Почему — загадка.

— «Учитель»? Может, до этого конфликт был с троллейбусом?

— Нет! Водитель не местный. Как он потом объяснил, увидел, что впереди другие машины стоят, подумал, что там есть светофор и горит красный. Опомнился, затормозил… Соответственно, у тяжелого троллейбуса с людьми на торможение было секунды две.

Дальше была стандартная процедура: прибытие ГАИ, составление протокола на водителя троллейбуса. Впоследствии, после просмотра видео, этот протокол отменили, привлекли к ответственности водителя автомобиля.

Шкуратов не перестает радоваться тому, что у человечества теперь есть регистраторы. В этой конкретной ситуации кто бы поверил водителю троллейбуса, что все было именно так?

— Ничего бы мы не доказали, — уверен ответственный за безопасность движения. — Это хорошо, что пассажиры тогда не упали! В любом случае, не говоря уже про неудобство людей, для водителя троллейбуса это нервы, для предприятия — нарушение графика, дополнительная бумажная работа и так далее.

«Бывают персонажи»

— С маршрутками хватает хлопот… — Шкуратов отбирает пруфы. — Не хочу сказать, что они все ездят лишь бы как. В последнее время большинство — нормальные, дисциплинированные люди. Но бывают персонажи…

Это давняя тема. Наверное, у маршрутчиков тоже найдутся слова и доводы. С удовольствием бы послушали. Но сегодня мы смотрим на мир глазами троллейбуса. Претензии стары. Например, маршрутка тормозит в начале остановочного пункта, не давая нормально «причалить» троллейбусу. Или лезет вперед, когда на остановке стоит троллейбус…

— Так вы им скажите — может, они просто не знают… Не поверю, что они из вредности это делают.

Шкуратов машет рукой: вредность ни при чем.

— Общались с ними, говорили. Но это же частники, они спешат заработать все деньги. Где ему рукой махнули — там останавливается… Вот смотрите. Троллейбус едет в своем ряду, никого не трогает. Ну что он делает?

— Или вот классика. Троллейбус высадил пассажиров, зашли новые, посмотрел в зеркало, закрыл двери. Впереди чисто, поехал, бах — уже есть. Простой полтора-два часа, оформление документов, в том числе для страховой…

«На дороге теперь ни с кем не надо договариваться»

Вообще-то, встать впереди троллейбуса стараются не только маршрутки и не только на остановках. Не у всех получается.

— Теранул, дал коксу и пошел… — включает очередную запись Шкуратов.

— А на что надеются? Знают же, что во всех троллейбусах теперь камеры.

— Бог его знает. Раньше-то в редких случаях (если успеешь запомнить номер) удавалось найти виновного, после больших мучений. А нашел — так еще докажи попробуй. В результате наш водитель не виноват, троллейбус поврежден, ущерб вешается на предприятие. Сейчас же — красота, — радуется начальник корпоративной службы безопасности движения наступившему светлому будущему. — На дороге теперь ни с кем не надо договариваться, как раньше, «входить в положение», трепать нервы. Не знаю, как у кого, а у нас ГАИ принимает эти записи очень даже отлично. Собрал документы, отправил в страховую и забыл — все происходит автоматически.

Здесь девушка за рулем, возможно, просто не заметила троллейбус справа.

На площади Труда тоже неудобно получилось.

5 мм брони

Некоторые звуки на видео нам пришлось запикать, чтобы не огорчить моралистов. Но эмоции человека, за спиной у которого несколько десятков пассажиров, понять можно. При этом четкую ведомственную инструкцию про «бить или не бить» придумать, наверное, невозможно.

— Если водитель троллейбуса видит, что автомобилист нарушает, но при этом имеется возможность избежать столкновения, то, разумеется, стараются это сделать, — отмечает Шкуратов.

Кстати, раньше «битье» обходилось автомобилистам дороже чисто физически. У старых ЗИУ-9, которые уже списаны (где-то заплакали Чернигов и немножко Брянск), были металлические бамперы с толщиной листа под 5 мм. В случае удара автомобиль плющился, а троллейбусникам приходилось потом замазывать царапину на краске.

Теперь мягче, но дороже по деньгам. У новых троллейбусов пластмассовые бамперы, которые надо менять А лобовое стекло, к слову, стоит 553 рубля (с установкой).

50 евро за синяк

На следующем видео вроде ничего интересного не происходит. Дождь, медленно отползающий от остановки троллейбус. По тротуару в попутном направлении идет дама с зонтом. В какой-то момент оказывается у проезжей части. Троллейбус останавливается. Потом опять трогается. Всё.

— Вообще, здесь хотели привлечь к ответственности нашего водителя, — рассказывает Шкуратов. — Дело в следующем. Водитель, видя, что женщина подходит к проезжей части и при этом закрыта зонтом, на всякий случай притормозил — мало ли. И, оказывается, в салоне в этот момент ударилась о поручень пассажирка. Получился синяк. Пассажирка написала жалобу, стали разбираться. Выходит, в этой ситуации водителю надо было выбирать, как поступить. Он решил, что наездом может быть причинен больший ущерб, чем возможным падением пассажира. В итоге удалось доказать, что наш работник действовал правильно.

Другая любопытная часть этой невзрачной с виду истории заключается в том, что пассажирка получила компенсацию за синяк.

— Наши пассажиры застрахованы на 5 тыс. евро каждый. Эта женщина получила справку, что у нее «легкие телесные повреждения, не повлекшие расстройства здоровья» — это 1% от страховой суммы, 50 евро.

Как мы понимаем, не все «кино», снятое регистраторами, относится напрямую к троллейбусам. Иногда записи помогают разобраться в сторонних ситуациях, когда поведение участников трудно объяснить логически. Например, две женщины — за рулем и снаружи — не смогли разминуться. Все живы.

— Такие ситуации мы тоже разбираем с водителями, хотя вроде троллейбус и ни при чем. Но это лишний раз показывает, что надо быть готовым ко всему.

Метки:

Обсуждение

Загрузка...