Как в приграничной зоне Беларуси и России на Гомельщине идёт работа по предупреждению ввозного COVID-19

14.05.2020 в 16:34
Руслан Пролесковский, "Сельская газета", фото: Иван Яриванович

Рейд «Сельской газеты» и ГАИ УВД Гомельского облисполкома, других контрольных служб на въезде в Беларусь показал: только сознательности пока маловато.

В приграничной полосе cейчас несут службу сотрудники нескольких ведомств, задача которых противостоять «импорту» коронавирусной инфекции и ее распространению внутри страны. В пикет вместе с ними встали и журналисты «СГ».

Трасса М-10, берущая начало от рубежа административной границы Республики Беларусь и Российской Федерации, проходит через Добрушский район. Ближайший населенный пункт — деревня Селище, рядом с которой КПП. Направляемся к нему вместе с экипажем ГАИ УВД Гомельского облисполкома.

Инспектор Александр Корниевский разъясняет задачу:

— Граждане Беларуси, которые въезжают с территории России, обязаны 14 суток соблюдать режим самоизоляции. Мы должны доводить эти требования под роспись, также записывать личные данные и адреса, по которым люди будут находиться на самоизоляции. Затем информация передается компетентным органам для дальнейшего контроля.

Обычно перед выходными движение на М-10 усиливается. Правда, с недавних пор только в одном направлении — люди возвращаются из России. Многие рассказывают, что из-за жестких карантинных мер лишились работы. Это коснулось как нелегальных гастарбайтеров, так и тех, кто был трудоустроен официально. Процесс запустил цепную реакцию, последствий которой пока никто не представляет… Люди нервничают.

Вот и молодой человек по имени Дмитрий, который едет домой в Калинковичи, довольно бурно реагирует на сообщение инспекторов:

— Вообще-то я и так из изоляции. Работал в тайге, ни с кем не общался. У меня отпуск — месяц, а вы хотите на две недели дома запереть. А потом еще будете проверять? Где это все прописано?

Инспекторы терпеливо разъясняют, показывают нормативные акты. Раздосадованный Дмитрий в конце концов неохотно расписывается, а я спрашиваю:

— А не боитесь, что болеете без симптомов и можете зара­зить родных?

— Не боюсь! Я в лесу работал, где я там мог заразиться?

— Неделю назад точно так ехали люди и говорили примерно то же, — инспектор ГАИ Руслан Бодун приводит недавний пример. — А потом у четверых подозрение на коронавирус. Вы готовы рисковать здоровьем семьи?

Пенсионерка по имени Кульсум переезжает в Беларусь на постоянное жительство в недавно купленный дом, смысл самоизоляции прекрасно понимает:

— Буду соблюдать, конечно. Да я и так особо не хожу. Разве что на почту рядом с домом. Можно?

— В магазин, в аптеку, на почту — можно. Но большую часть времени старайтесь быть дома, — призывает инспектор.

Житель деревни Ведрич Речицкого района едет издалека:

— Из Нового Уренгоя поездом до Москвы, а затем на машине, — описывает маршрут Валерий. — На месторождение нас вертолетами доставляли. Без маски на борт не зайдешь. А в Москве на улицах вообще малолюдно — все по домам сидят.

Расписавшись в предписании, граждане подходят к посту Добрушского центра гигиены и эпидемиологии, отвечают на вопросы о самочувствии, заполняют анкету. Уже полтора месяца сотрудники здесь круглосуточно, сменами по 12 часов:

— Нагрузка зависит от потока людей, — рассказывает помощник врача-гигиениста Елена Павлюкевич. — Сегодня с полуночи уже записали 22 человека. Больше всего было перед Пасхой — 79 человек за смену. Перед майскими из Москвы ехало много микроавтобусов. Причем самый наплыв после трех часов ночи.

Все необходимое: маски, перчатки, антисептики, бесконтактный термометр — у нас в наличии. Если возникают подозрения, меряем температуру. Иногда люди сами просят, для личного спокойствия. К счастью, за мои смены еще ни одного инфицированного не было.

С начала пандемии в Селище также работают сотрудники Транспортной инспекции. В сфере их контроля — грузовики. Водители, выполняющие транзитные перевозки, обязаны проехать через Беларусь кратчайшим маршрутом не позднее дня, следующего за днем въезда. При этом двигаться должны только по тем дорогам, на которых разрешены остановка и стоянка. То же касается и заправки топливом. Карты-схемы с указанием разрешенных пунктов остановки и АЗС выдаются на въезде в страну.

Больше всего транзитных фур из России и Польши, меньше — из Германии, Чехии, Сербии, Италии. Перевозят в основном продукцию промышленного назначения.

Дальнобойщикам вручают предписания с требованием покинуть Беларусь назавтра до полуночи. Поэтому некоторые водители стараются въезжать около часа ночи, чтобы таким маневром провести в стране почти двое суток. Ныне инспекторы работают с шести утра и уже выдали больше двух десятков предписаний. Прошлой ночью 40, а еще раньше — 80. В общем, скучать не приходится.

— Поначалу вопросов было много. Сейчас привыкают, — говорит ведущий специалист филиала Транспортной инспекции по области Владимир Типунов. — Высказывают пожелания по улучшению сервиса, сетуют на нехватку мест на разрешенных стоянках, хотя в последнее время их количество увеличилось. Если раньше было 43, то сейчас уже  54.

За отклонение от маршрута или остановку вне отведенных мест предусмотрен штраф от 2 до 50 базовых величин. А злостные нарушители могут быть подвергнуты аресту до 15 суток. Исключения допустимы в непредвиденных аварийных ситуациях, а также для замены транспорта, разгрузки или перегрузки товара, если такое прописано в договорах и сопроводительных документах.

Нарушителей выявляют рейдовые группы и экипажи ГАИ, несущие службу на трассах. В основном такое случается в приграничной зоне — в Гомельском и Добрушском районах. На сегодня уже составлено более 360 протоколов. Эффект заметен по статистике. Если вначале фиксировалось порядка 30 нарушений в сутки, то нынче около 10.

При всех принятых мерах следует понимать, что действующий механизм не может быть идеальным. Не будем забывать: чрезвычайная ситуация побудила к принятию экстренных мер. Постепенно недостатки устраняются, контроль совершенствуется.

Впрочем, каким бы четким и строгим ни был регламент, проблемы он не решит. Главное средство противодействия заразе — сознательность людей, соблюдение элементарных правил гигиены и требований эпидемиологической безопасности. На кону — здоровье и жизнь! И чем скорее это поймет каждый, тем быстрее удастся справиться с общей бедой.

1 комментария(ев)

  1. Полный бред, страна не закрыла границы тысячи иностранных граждан едут транзитом без какого либо контроля. А фтрафуют только тех у кого есть деньги. Водителей фур.

Обсуждение