У нас и у них. Как работает балльная система штрафов в Германии и что из неё хочет перенять ГАИ Беларуси?

У нас и у них. Как работает балльная система штрафов в Германии и что из неё хочет перенять ГАИ Беларуси?

14.05.2020 в 13:19
Евгений Грачёв, ABW.by

Недавняя новость о том, что в скором времени автолюбителей ждет обновленная система наказаний, заставила многих задуматься. Штрафные баллы – так ли они страшны, как кажется на первый взгляд?

Несмотря на то что работа над новым проектом административного кодекса еще не завершена, по словам чиновников, он будет изобиловать различными новшествами. Основное из них – система баллов, которые будут начисляться в “копилку” водителя при нарушении ПДД и вынесении за него взыскания. Для нас это в принципе не новость, так как об этом заговорили еще в 2018 году, когда был разработан проект закона о дорожном движении.

Однако решение вопроса растянулось на длительный срок, в связи с чем многие уже успели позабыть, что предложил нам законодатель своей инициативой и как он собирается реализовывать данный замысел. При этом в качестве примера в УГАИ МВД Беларуси был упомянут положительный опыт развитых европейских стран вроде Германии. Так что “подсмотрели”, как говорится, и решили попробовать… Посмотрим, что получится.

Про баллы

В соответствии со ст.27-1 “Система начисления штрафных баллов” проекта закона о дорожном движении эти самые баллы будут начисляться не по всем видам нарушений.

Исключение коснулось таких нарушений, как:

  • управление транспортным средством с “номером”, который скрыт либо подделан;
  • управление транспортным средством с “номером”, который не читается, нестандартный или установлен с нарушением требований;
  • эксплуатация или допуск к участию в дорожном движении транспортного средства без страховки;
  • нарушение иных Правил дорожного движения.

В остальных же случаях в зависимости от размера штрафа будет начисляться и определенное количество баллов. Если статья КоАП предусматривает штраф до 3 базовых величин – один балл, до 5 базовых – два балла, до 10 базовых – три балла, свыше 10 базовых или лишение права управления – четыре балла.

С камерами фотофиксации законодатель решил не заморачиваться: при любом нарушении скоростного режима независимо от скоростных показателей в “копилку” водителя упадет один штрафной балл. Набрал 15 и более баллов – на 6 месяцев становишься пешеходом.

Тем не менее при этих подсчетах есть очень важный момент: учитываются (суммируются) только те баллы, которые начислены в течение одного года, предшествующего дню совершения последнего нарушения с начислением таких баллов. Проще говоря, если инспектор ГАИ остановил вас 1 мая, а в вашем активе уже есть штрафные баллы, которые приближаются к порогу “15”, то от этой даты он отсчитывает обратно ровно один год, и если 15 баллов с учетом вновь совершенного правонарушения не набралось, то повезло.

Если применить эту систему к некоторым видам правонарушений, совершаемых водителями, то получится такая картина:

  • превышение скорости до 30 км/ч – 1 балл, более – 2 балла;
  • в течение года дважды превысил порог 20 км/ч – 4 балла;
  • непристегнутый ремень безопасности – 1 балл;
  • управление транспортным средством без допуска к участию в дорожном движении – 1 балл;
  • передал руль “бесправнику” – 4 балла;
  • не остановился по требованию инспектора ГАИ – 2 балла, если это повлекло преследование нарушителя экипажем ГАИ – 4 балла (если сразу не лишат “прав”, что предусмотрено ч.3 ст.18.21 КоАП).

В общем, административный кодекс и калькулятор в руки, как говорится.

Как у них?

Раз уж УГАИ МВД при предложении балльной системы начисления штрафов сослалось на опыт других стран, посмотрим, как эта система работает там.

Штрафные баллы в Германии начисляются всем участникам дорожного движения старше 12 лет. Информация о них хранится в Федеральном управлении автотранспорта. В Германии критический порог не более 8 баллов, после чего лишение “прав” на полгода или дело прямиком идет в суд. При этом есть существенная разница в сохранении баллов – на родине Бетховена один балл (там его называют пунктом. – Прим. ред.) держится 2,5 года, два балла за одно нарушение – 5 лет, три – 10 лет. Если сразу удалось собрать три пункта, то “прав” можно лишиться тут же.

Набрал 5 баллов – значит, отправят слушать лекцию о безопасности дорожного движения, за которую придется заплатить из своего кармана. После лекции один балл спишут, но не чаще одного раза в пять лет. На 7-м балле ждет уже не лекция, а целый семинар – баллы не списываются.

Если немецкий водитель “заработает” на лишение, то по истечении срока наказания ему предстоит заново сдать экзамен и пройти медицинский тест на психическую вменяемость – так называемый “идиотентест”, сдать который вовсе не просто.

Кратко пройдемся по немецкой системе баллов и нарушений:

  • превышение скорости более 20 км/ч – 1 балл;
  • превышение скорости в пределах населенного пункта свыше 40 км/ч – 2 балла;
  • пользование любыми гаджетами при включенном двигателе – 1 балл;
  • опасный обгон на автобане либо несоблюдение дистанции – 1 балл;
  • “шашки” на дорогах – 8 баллов, а если кто-то пострадает от постоянных перестроений и “подрезаний”, то на 5 лет можно загреметь в места лишения свободы;
  • за нарушение правил парковки баллы не начисляются, поскольку данное нарушение не считается опасным, но штраф выпишут значительный.

Кстати, лишь 5% жителей Германии считают, что регулярный контроль скоростного режима на дорогах не повышает безопасность участников дорожного движения, а это свидетельствует, что основная масса населения поддерживает меры, принимаемые государством для обеспечения дорожной безопасности.

Наш вердикт

В целом скажем прямо: в Германии жестче будет, нежели предлагает наш законодатель. В какой-то мере новая система действительно ужесточит наказания и у нас, но в первую очередь это коснется злостных нарушителей – им придется взяться не только за ум, но и за калькулятор. Более-менее дисциплинированному водителю собрать за год “букет” из 15 баллов будет весьма сложно.

Обсуждение