"Обвинили в превышении скорости, а на фото только пучок фар. Что делать?" Разбираемся вместе

“Обвинили в превышении скорости, а на фото только пучок фар. Что делать?” Разбираемся вместе

24.04.2019 в 22:42
Евгений Грачёв, ABW.by

Превышение скорости – тема всегда актуальная, ведь конфликтные ситуации между водителем и инспектором ГАИ возникают регулярно: то на дисплее плохо “номер” автомобиля виден, то “это не я, а проезжавшее рядом авто”, то ещё что-то. Споры возникают не только из-за недопонимания инспектора и водителя, но и по порой очень неожиданным причинам. Например, из-за незнания инспекторами технических характеристик приборов, используемых для контроля скорости.

В свое время мы изучили прибор фотофиксации “Бинар” и указали, почему инспектор ГАИ использовал его неправильно.

Но не “Бинаром” единым живет Госавтоинспекция, есть и другие специальные приборы, в значительной степени усложняющие жизнь любителей быстрой езды. 

В редакцию ABW.BY обратился постоянный читатель Дмитрий. Острого конфликта в его случае не было, но это не помешало Дмитрию выразить свои претензии. Обоснованны ли они, будем разбираться.

Дмитрий: “Как-то вечером меня остановили сотрудники ГАИ. Сказали, что я превысил установленную скорость на 54 километра в час. Был знак ограничения “60”, а я якобы ехал со скоростью 114. Показали то ли фото, то ли видео с прибора “Визир”. На нем видно только два пучка света от фар. Я им сказал, что такое доказательство нарушения ни к селу, ни к городу, у меня есть сомнения в правильности использования этого прибора. Инспектор предложил оплатить штраф на месте, но я отказался, не согласился с нарушением. Сотрудники ГАИ все равно составили протокол и сказали прийти на его рассмотрение. Как мне в дальнейшем отстаивать свою правоту?”

В особенностях прибора “Визир” разберемся подробно, но начнем с протокола об административном правонарушении.

В нем видно, что нарушение скоростного режима зафиксировано прибором “Визир”, указана дата и номер его поверки, а также погрешность измерения. Санкция за такое нарушение весьма серьезная.

Статья 18.13 КоАП “Превышение скорости движения”

3. Превышение лицом, управляющим транспортным средством, установленной скорости движения на тридцать и более километров в час – влечет наложение штрафа в размере от трех до десяти базовых величин.

Тут инспектор сделал все верно, а теперь перейдем к самому “Визиру”.

Это один из самых распространенных приборов фотофиксации, используемых в деятельности ГАИ по пресечению правонарушений, связанных с нарушением скоростного режима. Дальность его измерения – 400 метров, он измеряет скорость как встречного, так и попутного транспорта, может использоваться как в стационарном режиме, так и в патрульном (с руки и на кронштейне автомобиля). 

Трудно сказать, читал ли тот инспектор ГАИ инструкцию по эксплуатации измерителя скорости “Визир” (сама инструкция предусматривает обязательное с ней ознакомление перед использованием прибора), но мы это сделали. 

На стр.13 изложена информация об особенностях использования прибора: 

Итак, инструкция предусматривает, что в темное время суток (не путаем с ночным. – Прим. ред.) прибор нужно использовать в режиме “Изображение выкл.”. Тогда на дисплее будут отображены только скорость, дата и время. Никакого фото при этом на экране быть не может. 

В случае Дмитрия на дисплее “отображался пучок фар”. Выходит, что прибор работал в режиме “Изображение вкл.”. 

В протоколе указано, что нарушение было зафиксировано 11 апреля в 21 час 47 минут. Теперь нужно определить, следует ли это время считать темным. Заходим в интернет и в открытом доступе получаем нужную нам информацию.

В этот день солнце зашло в 20 часов 3 минуты, а значит, время суток было весьма темным. То есть при фиксации правонарушения “Визир” использовался не в том режиме, который предусмотрен заводом-изготовителем. 

Но могло ли это повлиять на достоверность определения скорости движения, тем более превышения на 54 км/ч от установленного лимита, как указано в протоколе? Считаем должным предположить, что могло, поскольку режим использования прибора все же был выбран неверно. Ведь не зря в инструкции напротив данного пункта стоит восклицательный знак.

Таким образом, у Дмитрия есть все основания не согласиться с нарушением, которое ему вменяют. Сможет ли он добиться своего, узнаем позже. 

Любой сторонний наблюдатель, безусловно, засомневается в законопослушности Дмитрия. Не станем выгораживать водителя, не имея никаких доказательств, и мы. Но закон на то и закон, чтобы понимать, что всякие измерения, имеющие процессуальное значение, должны быть достоверными и точными, поскольку это влияет на квалификацию правонарушения и размер ответственности.

В завершение – несколько интересных и важных моментов использования измерителя скорости “Визир”, которые могут пригодиться, ведь осведомлен – значит вооружен:

  • очень важно, в каком режиме зафиксировано превышение скорости, – информация об этом отображается на дисплее прибора. Например, если установлен патрульный режим (при нем измеряется скорость и патрульного авто), а фактически инспектор использовал прибор с руки, то это нарушение. Говорим об этом инспектору смело;
  • если скорость измерена в патрульном режиме, то есть из патрульного автомобиля, когда прибор закреплен на специальном штативе, то скорость самого патрульного автомобиля должна быть не менее 30 км/ч. Иначе работа в таком режиме не допускается;
  • прибор сохраняет заявленные производителем параметры при его эксплуатации при температуре окружающего воздуха от 0°С до +60°С.

Поэтому если зимой (или при минусовой температуре воздуха) вам показывают показания прибора, а на самом приборе нет термочехла, то указывайте на это обстоятельство инспектору. Параметры эксплуатации при наличии термочехла – от -30°С до +10°С.

Ещё по теме температурного режима:

Помним об этом. И тогда “железных” аргументов в вашем арсенале будет больше. Что не отменяет соблюдения закона всеми без исключения.

Обсуждение