“Автобизнес” разбирался, какие дефекты дорожного полотна имеют право на существование, а какие должны быть устранены в течение трёх часов. Что нужно делать, чтобы яма исчезла быстрее?
Какие выбоины могут быть?
Появление большого числа ям на дорогах в конце зимы и начале весны – обычная практика. От обработки реагентами или просто плюсовой температуры снег на дорогах тает и как жидкость попадает во все ямки и трещины. Вода не успевает высохнуть и при наступлении заморозков превращается в лед, который примерно на 10% по объему больше воды.
Погодные условия в Беларуси таковы, что переходов температуры через ноль хоть отбавляй. Однако обвинять только погоду в разрушении дорожного полотна не совсем честно, ведь количество тех самых трещин и выбоин, в которых собирается вода, чтобы превратиться в лед, напрямую зависит от качества укладки асфальта и проведенных ранее ремонтов.
Чем “хорошая” дорога отличается от “плохой”, прописано в СТБ 1291-2007.
Говоря вкратце, по документу выбоины на дорогах имеют право на существование. Допустимое количество ям зависит прежде всего от категории дороги и уровня требований к ней. Всего в Беларуси таких категорий пять. Например, республиканские дороги, включенные в сеть международных магистралей, а также важнейшие трассы, соединяющие Минск с областными центрами, относятся к первой категории с соответствующим уровнем требований. От последнего напрямую зависит состояние дороги и сроки выполнения ремонтных работ.
Выяснить уровень требований интересующего участка можно, обратившись к обслуживающей организации или организации, на балансе которой находится нужная дорога или улица.
Сразу отметим, что наличие выбоин площадью более 0,09 м2 (30 х 30 см) и глубиной более 5 см, равно как и выбоин площадью более 0,16 м2 и (или) глубиной более 10 см, не допускается независимо от уровня требований данной дороги. Подобного рода дефекты дорожного полотна должны быть устранены в кратчайшие сроки с момента обнаружения. Там, где обнаружены такие дефекты, должно быть введено временное ограничение или даже запрет движения.
Люк, где твой “отец”?
Выбоины не единственная проблема наших дорог. Немало хлопот доставляют дождеприемные колодцы и канализационные люки.
Не соответствуют нормам дождевые канализации, в которых допущено:
- отклонение верха смотровых колодцев относительно поверхности проезжей части более 2 см;
- занижение верха дождеприемных колодцев относительно поверхности проезжей части более 3 см;
- отсутствие или трещины корпуса и решеток дождеприемных колодцев, смотровых колодцев.
“Разрушенные крышки люков и решетки дождеприемников должны быть в кратчайшие возможные сроки после обнаружения ограждены и обозначены в соответствии с СТБ 1300. Их замена должна быть проведена в течение не более 3 часов. Если ограждение вызывает возникновение заторовых ситуаций в движении транспортных средств, их движение организуется в объезд”, – гласит документ.
Кроме того, ни на одном из типов дорог недопустимы сдвиги и волны глубиной более 3 см, а также множество других дефектов. Например, занижение обочин на сопряжении с покрытием проезжей части при отсутствии бордюров более чем на 5 см не только не допускается, но и должно быть ликвидировано в кратчайшие сроки с момента обнаружения.
Не только дорожники и ГАИ
Перечислять весь список дефектов, которые должны быть устранены в кратчайшие сроки либо, например, не позже 2-3 суток, мы не будем.
Куда полезнее будет сосредоточится на словах “с момента обнаружения”. Все дело в том, что фактическое время появления дефекта никак не влияет на скорость его устранения. То есть дефект, который по закону должен быть ликвидирован в течение нескольких часов, на деле может оставаться нетронутым неопределенное количество времени. Моментом обнаружения дефекта станут дата и время записи в специальном журнале учета.
Кроме информации от самих дорожников в журнал заносятся также сведения от сотрудников подразделений УГАИ МВД Республики Беларусь и обычных пользователей. Выходит, что блюсти состояние дорог можем и мы с вами – сообщить о проблеме можно непосредственно дорожникам или в ГАИ. Хотя иногда борьба с ямами со стороны водителей ведется оригинальным способом.
Наш вердикт
По закону проблемы с выбоинами, люками, решетками и прочие недостатки дорожного покрытия должны быть устранены в короткие сроки.
Однако скорость устранения зависит не от того, когда недостаток появился, а от того, когда информация о нём попадёт в журнал учёта дефектов, который ведут дорожники. В противном случае дефекту может быть не один год, но если дорожные службы или ГАИ его не видели, то его как бы и нет. Почему так часто очевидное остаётся незамеченным – риторический вопрос.