Из стали, на века. Как строят мосты на Гомельщине

Из стали, на века. Как строят мосты на Гомельщине

18.03.2020 в 13:37
Роман Старовойтов, "Правда Гомель"

Путепроводы, виадуки или совсем просто – трубы: всё это мостовое хозяйство. И отвечает за него не одна служба.

На Гомельщине не счесть мостов, многие – наследие советской эпохи, время их, что называется, не пощадило. Ремонт, обновление, иногда и демонтаж этого наследства идет непрерывно. Где, как и почему, разбиралась «Гомельская праўда».

Октябрь 2019-го. Участие в открытии моста принял премьер-министр Сергей Румас. Минимальный срок службы объекта – сто лет. Фото Алексея Герасименко

Всё упирается в финансирование

В Гомеле самый плотный в области автотрафик, тема мостов, их состояние волнуют сотни тысяч водителей. Как и темы пробок, безопасности движения в часы пик. Больше всего на слуху Полесский путепровод на одноименной улице, где сходятся маршруты общественного и частного транспорта. Здесь часто возникают заторы, напоминающие реалии крупных мегаполисов. Хотя ещё в начале нулевых автомобильные пробки в городе над Сожем были в диковинку.

Новый Полесский мост ввели в строй в 2011-м, судьба старой конструкции еще будет решена. Варианты решения просматриваются в детальной планировке будущего Полесского микрорайона. Согласно ей, на выезде с улицы Б. Хмельницкого построят двухуровневую развязку, а затем реконструируют и введут в эксплуатацию вторую ветку путепровода.

Многих горожан беспокоит состояние самого длинного в Гомеле путепровода – Сельмашевского (почти 560 метров). На одном из его участков движение ограничили, перекрыв с ноября прошлого года крайнюю правую полосу. Сбоку, на лестничных пролетах для пешеходов, появились строительные леса и подпорки. Интернет тут же запестрил вбросами в стиле «мост разрушается», «город ждет транспортный коллапс». Однако настоящие, НЕ диванные специалисты пояснили, что временные опоры с подклинкой подпирают не проезжую, а пешеходную часть путепровода по краям – именно там обнаружены дефекты. Минское госпредприятие «БелдорНИИ» продолжает обследование объекта, в ближайшее время будут определены объем ремонтных работ и режим эксплуатации.

Как рассказали в Гомельском городском ЖКХ, на балансе КУП «Гомельский городской дорожный строительно-ремонтный трест» находится 16 мостов и путепроводов. Практически все они нуждаются в ремонте, где-то больше, где-то меньше, но критических дефектов не наблюдается нигде. 

За счет средств городского бюджета в 2019 году разработана проектная документация по капитальному ремонту путепровода на улице Барыкина в Гомеле, сметная стоимость составит около 860 ты­сяч руб­лей. Ремонтные работы на этом объекте начнутся в первую очередь. Хотя и другие путепроводы давно поджидают дорожников, но вопросы сроков и оперативности упираются в финансирование.

Июнь 2019-го. Мост через Сож у Бобовичей строили ровно годметодом надвижки с насыпных островов. Фото Олега Белоусова

Вспоминаем дни революции

Из города над Сожем едем дальше. Богатство водными ресурсами подразумевает обширное мостовое хозяйство. За многие важные, оживленные в плане трафика мосты в области отвечает предприятие «Гомельавтодор», которое занимается содержанием и ремонтом республиканских дорог. 

Ежегодно силами филиалов «Гомельавтодора» выполняется текущий ремонт пяти – семи небольших мостов. Но мы поведем речь о крупных объектах, имеющих стратегическое значение для логистики и экономики.

Вспомним самые резонансные проекты, реализованные в 2018 – 2019 годах. Это, во-первых, мост через Припять на автодороге Р88 Житковичи – Давид-Городок – граница Украины. Аварийно закрытый в декабре 2018-го объект был демонтирован (взорван центральный пролет), на его месте в кратчайшие сроки – по традиции к Дню Октябрьской революции – возведен новый, гораздо легче и прочнее старого. 

Во-вторых, схожий по конструкции с житковичским мост через Сож у деревни Бобовичи под Гомелем. Также давший слабину и вынужденно закрытый, был опять же оперативно восстановлен – к тому же празднику, только год спустя. Оба объекта возводили быстрыми темпами без потерь в качестве и характеристиках, что называется, на века. Строили мосты работники ОАО «Мостострой» (с переносом русла Припяти и намывом островов на Соже), заказчиком был «Гомельавтодор».

В плане на ближайшие годы…

То, что уже сделано в области, впечатляет: масштабами, сроками, качеством исполнения. Но многое еще предстоит сделать. Планами предприятия на обозримое будущее поделился генеральный директор РУП «Гомельавтодор» Сергей Лазбекин. 

Уже в марте планируется открыть движение по объездному мосту через Днепр в Рогачеве – это 300-метровый путепровод, также возводимый мостостроителями в сжатые сроки.
Прослужит объект долго, но это все-таки временная переправа с грузоподъемностью 60 тонн. Старый мост через Днепр, не подлежащий восстановлению, будет демонтирован, эти работы вот-вот начнутся. А на его месте, по словам Сергея Лазбекина, появится весьма примечательный мост – таких в Беларуси еще не было.

Его построят в виде арки с вантами (тросами большого сечения) – это гарантирует впечатляющие виды на объект со стороны. Сооружение однозначно станет украшением не только Рогачева, но и всей Беларуси. По контракту ввод его в эксплуатацию планируется в 2022-м.

В этом году должны завершить все работы на уже упомянутом мосту у Бобовичей под Гомелем. Приступят к сносу старого сооружения, на его месте также построят новое, но это уже в далекой перспективе.

В планах на 2021-й строительство моста через Днепр на трассе М10 Гомель – Кобрин (возле Речицы). В 2021 – 2022 годах построят и мост через Припять в Мозыре.

В Мозырском районе, на подъездах к райцентру, также ведется ремонт мостов через Припять на автодорогах Р31 и Р131. Это довольно крупные объекты – одни из самых длинных в республике.

Хоть сроки не уточняются, но строительство Восточного обхода в областном центре обязательно продолжится. Проектом предусмотрено возведение моста через Сож, так что мостовое хозяйство Гомеля и области прирастет еще на одну единицу.

Если республиканские трассы в ведении «Гомельавтодора», то за сеть местных дорог области, на которой хватает больших и малых мостов, отвечает КПРСУП «Гомельоблдорстрой». Заместитель генерального директора предприятия Сергей Раздерищенко рассказал о крупном проекте 2020 года – реконструкции моста через Птичь на дороге Капцевичи – Октябрьский, устаревшего морально и технически. Сейчас в этом месте налажена временная переправа. Уже в апреле на объекте начнутся работы, на месте старой деревянной конструкции появится железобетонная.

Стальные перспективы

Сказать, что все мосты советских лет постройки трещат по швам, язык не повернется. И в те годы знали про железобетон, старались строить с запасом прочности. Дефекты в конструкциях все же становятся критическими, и движение на мостах ограничивают или вовсе закрывают, но это единичные случаи. Так произошло в Житковичском и Гомельском районах – на мостах, построенных по схожим проектам в 1980-е. На закате эпохи СССР ресурсы были уже ограничены, на металле банально экономили. 

Технологии мостостроения прошлого века, конечно же, не могут конкурировать с современными. Специалисты ОАО «Мостострой», к примеру, гарантируют не менее века службы мосту через Сож у Бобовичей, на строительство которого ушел ровно год. 544-метровый красавец сделан полностью из стали, причем высококачественной. Сто лет (минимум) прослужит и мост через Припять на Житковщине, центральный пролет которого тоже из стали. Этот мост, кстати, стал тревожным звоночком для всей Беларуси: после его закрытия в декабре 2017 года тотальной ревизии подверглись многие объекты в стране.

Так что за мостами теперь глаз да глаз. Благо, что квалификация специалистов и уровень развития технологий позволяют решать любые проблемы в сжатые сроки. И если будут строить что-то новое, то уже на века.