После известной ситуации с мостом через Припять в Житковичском районе проверены десятки их по всей стране. Среди тех, которым понадобилась реконструкция, — мост через Днепр в Рогачёве 1959 года постройки. От идеи капитального ремонта отказались и запланировали строительство новой магистрали. А пока люди будут пользоваться временным мостом, который строят по уникальной для Беларуси технологии.
Самый короткий длинный пролёт
Замковая гора в Рогачеве — очень живописное место. С нее открываются прекрасные виды на город и окрестности. Местные жители наслаждаются здесь свежим воздухом и тишиной. Правда, на ближайший месяц у них появилось новое занятие. Теперь они с большим интересом наблюдают за военными, которые собирают элемент большого автодорожного разборного моста (БАРМ). Зрелище действительно захватывающее. Строители в погонах интенсивно наращивают пролет, который завершит возведение временной магистрали через Днепр. Отходишь всего на час — и без того огромная конструкция из металла становится на несколько метров длиннее.
До того как в Рогачев приехали военнослужащие 36-й дорожно-мостовой бригады, здесь провели большую подготовку специалисты мостостроительного управления. Несколько месяцев они возводили первые пролеты временного моста. Теперь осталось положить последнюю часть конструкции длиной больше 52 метров.
Почему привлекли военных? Заместитель председателя Рогачевского райисполкома Сергей Атрашков:
— Стояла сложная задача — возвести временный мост длиной почти 290 метров и оставить участок Днепра судоходным. А для этого нужен достаточно длинный русловой пролет. Вот только гражданские организации не создают эти конструкции нужного нам размера. Поэтому и решили позвать на помощь военных.
В ближайшие годы временный мост станет стратегически важным не только для всего Рогачевского района, но и для восточной Беларуси в целом. И без него было бы очень тяжело.
— На той стороне, — показывает Сергей Николаевич, — большая часть района. Если добираться в объезд, это дополнительные 80—100 километров пути. Согласен, для фур, которые ездят здесь из России и обратно, это немного. А для сельхозтехники? Представьте, что произошло бы здесь во время посевной или уборочной.
Сейчас всё выглядит так: на обоих берегах Днепра уже построены первые пролеты. А опоры, стоящие в реке, готовы принять на себя центральную часть моста. Прямо сейчас её собирают военнослужащие монтажной роты мостового батальона 36-й дорожно-мостовой бригады. Командир подразделения старший лейтенант Семён Кондрат объясняет:
— На сборке БАРМа задействовано более 30 человек. Причем многие из них — солдаты срочной службы недавнего осеннего призыва. Для них это колоссальный армейский и жизненный опыт. Задача следующая: нужно собрать русловой пролет и надвинуть его на заранее подготовленный участок.
— Само технологическое решение уникально, — рассказывает Семен Викторович, — раньше составные части БАРМа собирались и монтировались с помощью крана, но никак не накатывались по существующим пролетам моста. Но ничего, мы справимся, уже имели похожий опыт в конце 2019 года, когда воздвигали почти 100-метровую переправу в Борисове.
Старший лейтенант проводит меня по стройке и делится некоторыми подробностями:
— Видите тележки под БАРМом? Все они выставлены в одну линию на одинаковой высоте. Когда все будет готово, русловой пролет поедет по ним. За счет направляющих он и на сантиметр не сдвинется. А толкать конструкцию будут две лебедки: одна направляющая, вторая удерживающая. То есть все максимально просто, но с одной поправкой — вес элемента временного моста составляет более 120 тонн.
А почему нельзя поступить как обычно? Профессиональные тонкости объясняет главный инженер 36-й дорожно-мостовой бригады майор Руслан Бреус:
— Обычно под такие задачи есть площадка определенных размеров для техники. Но здесь очень стесненные условия для ее подъезда. Поэтому решение накатывать БАРМ — единственно верное. К тому же при таком подходе никак не задействована сама река. Это, если не ошибаюсь, первый случай в Беларуси, когда временный мост собирают таким образом.
БОЙЦЫ работают группами по специальностям, задействованы крановщики, монтажники, геодезисты и многие другие. Например, рядовые Дмитрий Жемчужный и Николай Шестовец — стропальщики, отвечают за правильную стыковку и надвижку конструкций.
Военнослужащие 36-й бригады обещают закончить монтаж руслового пролета к началу марта. Тогда же и закончится возведение временного моста, который простоит здесь до финиша строительства основной переправы. Когда это произойдет, точно неизвестно. Но при должной эксплуатации элемент БАРМа, уверяют бойцы, может простоять долгие годы.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки на первоисточник.