Актуальность проблемы парковок в Гомеле подтвердила прямая линия “Гомельскай праўды” с заместителем начальника управления архитектуры и градостроительства Гомельского горисполкома Кириллом Гапеевым. Горожан волнуют изменения в облике родного города, они дают им оценки, выражают свое мнение на этот счет.
Хорошо, что у людей есть такая возможность, но мне представляется, этого недостаточно. Нужно создать постоянно действующую площадку обмена мнениями по поводу благоустройства и развития Гомеля и наладить каналы обратной связи с городскими властями по самым болезненным для горожан вопросам, в том числе проблеме парковок.
Для жителей, которые добираются на работу на машине, созданы вполне комфортные условия. Но цена комфорта отдельных автомобилистов, созданного за счет налогоплательщиков, — дискомфорт для пешеходов, велосипедистов, мам с колясками, людей с ограниченными возможностями и других категорий граждан.
Согласно информации, озвученной областным комитетом природных ресурсов и охраны окружающей среды, в Гомеле загрязнения от выхлопных газов автомобилей в этом году достигли уровня загрязнений от выбросов всех промышленных предприятий.
Конечно же, городские власти не могут запретить людям покупать машины. Лучшее, что они могут сделать, — с участием городской общественности, научного сообщества, специалистов различных направлений (экологов, айтишников, архитекторов и других специалистов) разработать комплексную программу адекватного реагирования на захват автомобилями городского пространства. В рамках программы было бы логично создать наилучшие условия для перемещения по улицам на велосипеде, что давно сделано во многих развитых странах. Тем более правительством Беларуси уже принята концепция развития велосипедного движения.
Сегодня люди действительно предпочитают оставлять автомобили непосредственно у дома, во дворах. На прямой линии прозвучало, что запретить там парковаться государство опять же не может. Почему не может? В Кодексе об административных правонарушениях на этот счет есть статья о нарушении правил остановки и стоянки транспортного средства, а также иных Правил дорожного движения (ст. 18.22).
Сама проводила исследования в своем доме и выяснила, что только 20 процентов жильцов 124-квартирного дома имеют машины (некоторые по две), которыми они заставили всю придомовую территорию. Речь идет не о специальных парковочных местах, а о стоянке в одном-двух метрах от подъезда. Припаркованные у крылец авто не дают возможности подвезти мебель, подъехать в случае необходимости экстренным службам. Об этой проблеме уже давно говорят сотрудники МЧС.
Для меня как юриста очевидно наличие оснований для привлечения к ответственности владельцев автомобилей, загрязняющих окружающую среду и откровенно нарушающих правила парковки.
Так или иначе, проблема есть, и она требует детального обсуждения с участием всех заинтересованных сторон. Неравнодушные жители города готовы к конструктивному диалогу.