Семь проблемных мостов на Гомельщине ждут реконструкции

Семь проблемных мостов на Гомельщине ждут реконструкции

08.03.2019 в 11:35
Ольга Вальченко, "Республика"

Весна уверенно вступает в свои права, крепкий лед, по которому в случае чего можно пересечь полноводные реки, остался только в воспоминаниях. А тем временем специалисты исследовали состояние мостов в стране, и выводы неутешительны: только в Гомельской области в существенном обновлении нуждаются семь объектов. Совсем недавно «БелдорНИИ» ограничил движение по самому длинному в стране мосту. 924-метровая конструкция — кратчайший путь между Калинковичами и Мозырем. Транспортный и пассажиропоток здесь внушительный, но пока придется потерпеть — чтобы великовозрастный мост дождался реконструкции, нагрузку на него нужно снизить.

924-метровая конструкция — кратчайший путь между Калинковичами и Мозырем. Фото Сергея Шляги

Перемена автобусов сути не меняет

Мозырянин Михаил Колоденец — частый пассажир 201-го автобуса. Из большого, но — увы! — лишенного железнодорожного узла Мозыря это самый удобный и быстрый способ добраться до вокзала в соседнем городе Калинковичи. Там хватает и дизелей до Гомеля, где живут родители, и поездов до Минска, куда Михаилу нужно часто ездить на учебу. В самые популярные часы 201-й автобус с Примостовой площади через самый длинный мост в стране отправляется каждые 15—20 минут, развозит пассажиров по всем Калинковичам и доставляет нагруженных чемоданами людей к поездам. Народа в салоне всегда в достаточном количестве: в соседние райцентры ездят как на работу, так и за развлечениями. Только пару недель, как приходится жить более дружной и плотной семьей: большие «гармошки» заменили компактными МАЗ-103. Михаил, впрочем, особых неудобств не испытывает:

— Ну они раза в полтора поменьше, но влезают пока все. Не уверен, что будет летом, в дачный сезон, но, думаю, все равно поместимся. Тем более параллельно от Мозыря до Калинковичей ходят маршрутки.

Ведутся работы по строительству новой конструкции взамен треснувшего моста через реку Сож. Фото Ивана Яривановича

Замена автобусов — одно из следствий ограничения движения по мосту через Припять, которое начало действовать 15 февраля. Специалисты «БелдорНИИ» обнаружили дефекты балок пролетных строений, снижающие грузоподъемность сооружения. По их рекомендации и ввели предельно допустимые цифры: двигаться по мосту можно со скоростью не более 40 километров в час и выезжать на него может транспортное средство, масса которого не превышает 18 тонн. Автобусные парки проинформировали сразу. Чтобы не менять маршруты и не заставлять пассажиров трястись лишние километры, транспортники решили вывести на линии автобусы меньшей вместимости. Полную массу длинного и красивого 105-го МАЗа с «гармошкой» производители ограничивают цифрами 26,5—28 тонн, а МАЗ-103 как раз укладывается в мостовой лимит. Принять пассажиров он может гораздо меньше, но заместитель генерального директора ОАО «Гомельоблавтотранс» Николай Коноплицкий уверяет, что трудностей с перевозками возникнуть не должно. 

— Коснулись ограничения всего двух маршрутов — 201-го и 6-го. Когда начнется дачный сезон, будем просто добавлять машины на этих маршрутах. Один автобус мы и сейчас держали в резерве на всякий случай, но пока проблем с вместимостью здесь нет.

Большегрузы давно идут в обход

Заместитель председателя Мозырского райисполкома Сергей Дылюк отмечает, что в остальных моментах на жизнь многотысячного города введение ограничений особо не повлияло. 

— Ограничение по движению фур, особенно что касается транзитного транспорта, существует уже давно — с вводом второго моста через Припять, возле деревни Новики. Сейчас всем крупнотоннажным машинам нужно двигаться по этому мосту, но это объезд максимум километров в десять. На жизнедеятельности наших граждан это никак не отразится. 

Теперь всем большегрузам массой более 18 тонн необходимо пересекать Припять ниже по течению — на 153-м километре дороги Р-31 Бобруйск — Мозырь — граница Украины. Объездная дорога проходит как раз по границе города. Это сооружение над рекой в ближайшие годы примет на себя большую нагрузку, потому сейчас принято решение о его определенном обновлении. Капитальный ремонт ожидают дорожное покрытие и ограждение. Конечно, движение никто не закроет: пока на одних участках будут проводиться работы, по другим смогут спокойно ездить машины. 

Что касается проблемного моста между Мозырем и Калинковичами, то речи о явно аварийной ситуации никто не ведет. Впрочем, выводы специалистов насчет его состояния даже где-то ожидаемы: построен мост еще в 1958 году. В 2012-м обновлялся, но тогда это был скорее косметический ремонт, сейчас же нужна серьезная реконструкция. О сроках пока говорить рано, но вопрос это не ближайшего времени. Необходимы и технико-экономическое обоснование, и проектно-сметная документация, и, разумеется, источник финансирования. 

Работа предстоит масштабная

Прошлогодняя масштабная реконструкция внезапно треснувшего моста в Житковичском районе запустила цепочку по всей стране. Специалисты провели проверку, и оказалось, что в ремонте нуждаются 32 моста и путепровода. Семь из них — в Гомельской области. 

201-й автобус с Примостовой площади через самый длинный мост в стране отправляется каждые 15—20 минут, развозит пассажиров по всем Калинковичам. Фото Сергея Шляги

Процесс приведения в безопасное состояние таких объектов уже идет. Четыре месяца ведутся работы по строительству новой конструкции взамен треснувшего моста через реку Сож. Сооружение у деревни Бобовичи не только важный участок объездной дороги, это и часть трассы М-8/Е95 граница Российской Федерации (Езерище) — Витебск — Гомель — граница Украины. Пока все транзитные большегрузы направляют через сам областной центр, будоража чуткий слух гомельчан и тревожа городской асфальт.

Интересно, что мост через Сож — брат-близнец житковичско-туровского. Возведенные в 1980-х, они отличались определенными проектными особенностями. Вместо металлических несущих конструкций использовались стальные тросы, натянутые внутри бетонного основания. Вот в существующие полости и попадала влага, воздействуя на металл. Подобных мостов в стране пять. Кроме двух в Гомельской области, это мосты через Березину возле Бобруйска и в самом городе и через Западную Двину в районе Новополоцка.

Работы под Гомелем ведутся полным ходом — фактически рядом возводят новый мост. Русло реки, как в Житковичском районе, менять не пришлось, намыли несколько островов. 8 возводимых новых опор и металлические пролеты обещают прослужить в 1,5—2 раза дольше предыдущей версии. Длина моста — 543 метра, начать его эксплуатацию обещают в 2021 году. 

Впрочем, список нуждающихся в новой жизни объектов пока остается внушительным. Кроме моста-гиганта между Мозырем и Калинковичами, к примеру, морально и физически устарел объект в Ветковском районе, законсервирован Днепровский мост под Речицей, движение идет по его дублеру. Есть вопросы по небольшим сооружениям на участках дорог Довск — Рогачев и Ветка — Добруш.

Стоимость ремонтов по разным объектам отличается, но каждый из них — довольно дорогое удовольствие, начинающееся от нескольких десятков миллионов долларов. Такие суммы не потянут местные бюджеты, источники финансирования тут нужны посерьезнее, объясняет генеральный директор предприятия «Гомельавтодор» Игорь Матвецов:

— Достигнуты предварительные договоренности с Европейским банком реконструкции и развития. Пока готовятся инвестиционные обоснования по всем объектам. Что касается реального привлечения средств, то ждать его следует не раньше 2020 года.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки на перовоисточник.