Под Гомелем проверили, легко ли вылететь в кювет на летних шинах — результаты заставляют задуматься

01.12.2018 в 12:31
Руслан Пролесковский, "СБ. Беларусь сегодня", фото: Иван Яриванович

Куда вас, сударь, занесло. VW Sharan против BMW. Разница — до 15 метров: насколько увеличивается тормозной путь авто на летней резине.

С 1 декабря на легковых автомобилях должна быть установлена зимняя резина. За ее отсутствие водителей будут наказывать. Впрочем, дело не только в штрафах. Машина без шин по сезону — первый кандидат на попадание в ДТП. В достоверности аксиомы журналисты «Р» убедились во время эксперимента, проведенного вместе с сотрудниками Госавтоинспекции. 

Тормозной путь измеряется с помощью курвиметра

Жертвы первого снега

Наша цель — сравнить тормозной путь двух автомобилей. Один, как и положено, уже в зимних шинах. Второй — все еще «носит» летние. К слову, найти такую машину удалось не сразу. Оказалось, что все знакомые автомобилисты свой транспорт давно «переобули». Пришлось заимствовать «Фольксваген-Шаран» у одного из «подснежников» — автолюбителя, который не собирается ездить до самой весны. 

Другой участник — BMW на зимней резине. Машины имеют примерно одинаковую массу. Наряду с габаритами, это весомый во всех смыслах фактор. Во многом от него зависят продолжительность тормозного пути, устойчивость и управляемость на дороге. 

Место для эксперимента подобрано заранее. Полигоном выступит участок дороги в пригороде Гомеля, ведущей к дачному поселку Плесы. Движение здесь небольшое — как раз то что надо.

Выезжаем вместе с сотрудниками Межрайонного отдела оперативного реагирования и розыска УГАИ УВД Гомельского облисполкома областной ГАИ. Инспектор дорожно-патрульной службы Александр Потерухо садится за руль «Фольксвагена». Нас в эту машину не пускают. Даже медленная поездка на ней с учетом летних шин небезопасна. Поэтому занимаем места в BMW, который поведет заместитель начальника отдела Андрей Ярошевич.

В пути обсуждаем обстановку на дорогах и недавние происшествия. Самое громкое из них напрямую связано с нашей темой. Выпадение первого снега ознаменовалось всплеском ДТП по всей Гомельщине. Интенсивный транспортный поток в мгновенье ока превратил проезжие части в настоящие катки. В Калинковичском районе это привело к трагедии. На трассе М10 молоковоз столкнулся с микроавтобусом на летней резине. Пять пассажиров погибли сразу, водитель умер в больнице. Печальные примеры доказывают: менять покрышки нужно, не дожидаясь календарного начала зимы. Вопреки шлягеру, у природы есть плохая погода. И наступает она без официального предупреждения.

За отсутствие зимней резины накажет ГАИ, но ещё страшнее — дорога

Опасные заезды 

Подъезжаем к месту эксперимента. Майор Ярошевич нажимает на тормоза. Снизу слышится глухой скрежет, но еще не один метр «бумер» продолжает движение. 

— Очень скользко, — констатирует водитель. 

Убеждаемся в этом, едва выбравшись на заснеженную дорогу. Судя по ее состоянию, снегоуборочная техника сюда не добралась. Скользко настолько, что даже в простых ботинках ощущаю себя конькобежцем. 

Инфографика БЕЛТА

И всё-таки начинаем. Методика измерения тормозного пути сотрудникам ГАИ хорошо знакома. Из багажника извлекаются красно-белые фишки. Так называют пластиковые конусы, которыми мы будем обозначать нужные места. В арсенале также дорожный курвиметр — измерительный прибор в виде колеса с ручкой. Главный его наворот — электронный счетчик расстояния.

Первые фишки выставляются в 125 метрах от старта. Проехав это расстояние, автомобиль успеет набрать разгон и начнет процесс торможения. Андрей Ярошевич, садясь за руль BMW, проводит инструктаж:

— Стойте подальше от обочины и будьте предельно внимательны. Вторую фишку поставите там, где я окончательно остановлюсь. 

С учетом состояния дороги даже разрешенные в городе 50 км/ч сейчас опасны. Ограничимся сорока. Визуально «бумер» идет ровно, без заносов. Ставим фишку и катим курвиметр до предыдущей отметки. Тормозной путь составил 26 метров.

Очередь второй машины. Как и следовало ожидать, остановиться ей куда сложнее. Александр Потерухо, выйдя из салона, делится впечатлениями от недолгой поездки:

— Заносить начинает с самого начала — виляет во все стороны. И это притом, что я еще двигателем тормозил. 

Ускорять торможение таким способом можно лишь в машинах с механической коробкой передач. Для двигателя, правда, не очень хорошо, но в экстренных ситуациях волноваться стоит не о сохранности железа. В автошколах этому учат. Однако в стрессовых ситуациях неопытные водители все забывают. Многие начинают судорожно жать тормоза и вращать рулем, а это почти не помогает. 

Замеряем тормозной путь «шарана» — 41 метр. Разница красноречива, но все же решаем устроить второй заезд. Теперь на скорости 45 км/ч. Для BMW это не проблема. Его тормозной путь увеличивается совсем немного. Что объясняется состоянием зимней покрышки. С помощью электронного мультиметра измеряем глубину протектора. Показатель отличный — 8 миллиметров. Вдвое больше минимально допустимого параметра. К слову, в домашних условиях любой водитель может измерить протектор школьной линейкой.

Высота протектора шин должна быть не менее 4 миллиметров

Не шиной единой

Тем временем у «шарана» тормозной путь увеличился сразу на 15 метров — до 56. 

От третьей попытки с наращиванием скорости еще на пять километров решаем отказаться. Слишком опасно. Сотрудники ГАИ не сомневаются, что машина с летней резиной гарантированно улетит в кювет. 

Выводы очевидны. Безопасность на дороге зимой определяют несколько ключевых факторов. Стоит помнить, что в это время года сказываются малейшие осадки и перепады температуры. Если утром вы добирались на работу без проблем, не факт, что возвращаться предстоит в таких же условиях. Выбирайте оптимальную скорость движения и адекватно оценивайте свой уровень водительского мастерства. Иначе даже зимняя резина не гарантирует безопасности. 

ВОДИТЕЛЮ НА ЗАМЕТКУ

Советы ГАИ по управлению транспортными средствами в зимний период:

1. Дистанция.

Основная причина ДТП зимой – несоблюдение дистанции. На дорогах, покрытых снегом и льдом, значительно уменьшается сцепление. Увеличивается тормозной путь, а у водителя почти не остается времени, чтобы среагировать и принять меры к предотвращению ДТП. Поэтому лучше держать дистанцию в 2—3 раза больше обычного. 

2. Торможение.

Вождение зимой должно быть плавным. При выезде со стоянки сделайте несколько пробных торможений, после которых будет понятно, чего ожидать от тормозной динамики автомобиля. По возможности необходимо исключить работу педалью тормоза, заменяя ее торможением двигателем. 

3. Скоростной режим.

Правильный выбор скорости зимой – главный гарант безопасности. Необходимо учитывать состояние дорожного покрытия, погодные условия, интенсивность транспортного потока, техническое состояние автомобиля и его индивидуальные особенности. 

КСТАТИ

ГАИ напоминает: с 1 декабря за участие в дорожном движении транспортных средств, не оборудованных зимними шинами, предусмотрена административная ответственность — предупреждение или штраф до 0,5 базовой величины. Также запрещено выезжать на дорогу на изношенных протекторах, у которых высота рисунка менее 4 миллиметров. И в этом случае последует предупреждение или штраф до 1 базовой.

Тем, кто будет упорно игнорировать предостережение ГАИ и попадется повторно, грозит штраф от 2 до 5 базовых.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки на первоисточник.

Обсуждение

Загрузка...