Парламент предлагает передавать дороги частникам. В таком случае плату будут взимать со всех

Парламент предлагает передавать дороги частникам. В таком случае плату будут взимать со всех

07.04.2018 в 22:20
Андрей Гомыляев, Onliner

На прошедшей неделе незаметно для большинства белорусов открылась весенняя сессия Палаты представителей — нижней палаты парламента. Возможно, это событие и осталось бы не замеченным широкой общественностью, если бы парламентарии не затронули довольно больную для автомобилистов тему — взимание платы за проезд по дорогам общего пользования. И речь не о дорожном сборе.

Предлагают находящиеся в госсобственности дороги передать частникам. Не скрывают: такие участки трасс могут стать платными для всех (то есть в том числе для водителей-резидентов легковушек).

Глава Минтранса Анатолий Сивак представил проект закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь „Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности“».

«В целях взаимодействия государства и бизнеса для решения общественно значимых задач на взаимовыгодных условиях законопроектом предлагается урегулировать возможность передачи автодорог, находящихся в собственности государства, в рамках исполнения обязательств, предусмотренных соглашением о государственно-частном партнерстве, юрлицам, ИП во владение, пользование, в том числе в безвозмездное пользование, для осуществления дорожной деятельности, — говорится в докладе Палаты представителей.

— С учетом возникающих на практике проблем в части условий прокладки или переустройства инженерных коммуникаций, расположенных в границах полос отвода авто, законопроектом предлагается указанные вопросы решать путем заключения договора между владельцами автомобильных дорог и владельцами инженерных коммуникаций».

Переведем на понятный язык: некоторые дороги (или участки) хотят передать частникам. Последних могут даже освободить от арендной платы. Частники должны будут обслуживать дороги (или участки), ремонтировать их. При этом им разрешается преследовать коммерческие цели — то есть взимать плату за проезд с водителей. И в таком случае будет не важно, является ли автомобилист резидентом страны, едет он на легковушке или грузовике/автобусе/мотоцикле (напомним, в системе BelToll разграничение есть).

Вот как прокомментировал телеканалу ОНТ проект зампредседателя Постоянной комиссии Палаты представителей: «Один из пилотных проектов — дорога из Гомеля до Калинковичей (участок трассы М10). Плата в первую очередь будет взиматься с транзитных транспортных средств. Вы знаете, что проезд граждан Республики Беларусь по дорогам у нас бесплатный. Мы намерены это отстаивать, но будут альтернативные дороги, появятся именно платные участки дороги для всех. Те, кто захочет ехать более комфортно, более быстро добираться, смогут пользоваться платными участками дорог».

Бесспорно, такова мировая практика, ничего сверхъестественного. Но такую новость можно принять положительно только при действительном обеспечении полноценными, хоть немного сопоставимыми по качеству «альтернативными дорогами». Судя по опыту, тут могут возникнуть проблемы. Когда запускали BelToll, уже звучал вопрос о гарантированном для водителей выборе между условно хорошими трассами и менее комфортными дублерами. Тогда ответом послужило предложение проехать фурам в обход рамок по грунтовым и гравийным дорогам.

Параллельно с данной новостью в сети появилась петиция с требованием запретить передачу государственных дорог частникам. «Государственные дороги относятся к категории общих и социальных благ, — сообщили Onliner.by свою позицию авторы обращения, которое будет направлено в адрес Администрации президента, Нацсобрания и Минтранса. — Граждане, целые поколения, уже заплатили за данные дороги своими налогами, в том числе не один раз, включая и дорожный сбор. Почему граждане должны выкладывать каждый раз деньги за проезд по ним? Мировой опыт внедрения платных дорог показывает, что создание частных дорог сопровождается упадком бесплатных, так как вместо того, чтобы создать систему, которая позволяет мобилизовать деньги на строительство общественных дорог, власти идут по пути поддержки частных. Всего в мире больше 23 миллионов километров дорог и лишь 140 тысяч километров — платные, как правило, скоростные безопасные автомагистрали с разрешенной скоростью более 100 км/ч, построенные частниками с нуля. Платные дороги эффективны для населения и экономики при соблюдении двух условий: бесплатная качественная альтернатива и приемлемая цена проезда».

Обсуждение