То, о чем говорили часто и много, наконец-то произошло – проект Кодекса об административных правонарушениях вынесен на обсуждение. С первого взгляда он стал ещё жёстче, нежели обсуждалось до этого.
Не вдаваясь в правовые тонкости документа, попытаемся представить, как изменится жизнь автовладельцев, если проект Административного кодекса будет принят в теперешнем виде.
“Лихачей” урезонят баллами
Не так давно мы писали, у кого, по мнению УГАИ МВД Беларуси, решили перенять прогрессивный опыт использования балльной системы. В проекте закона о дорожном движении предлагалось установить порог 15 баллов, после которых водителя лишали бы “прав” на полгода. Теперь же в проекте кодекса остановились на 10. А что по начислению баллов?
Допустим, если водитель превысил скорость движения на 30-40 км/ч, то за это предусмотрен штраф от 5 до 10 базовых величин (ч.3 ст.19.12). Такие нарушения будут квалифицироваться как административный проступок (ч.2 ст.2.2), за что предусмотрен один штрафной балл. При этом за превышение скорости от 10 до 20 км/ч баллы вообще начисляться не будут (ч.2 ст.5.4).
Указано также, что превышение скорости движения может устанавливаться на основе средней скорости. Работать это будет так: на участке дороги стоят две камеры фотофиксации, первая фиксирует скорость в начале отрезка, вторая – в конце, после чего пройденное автомобилем расстояние делится на время, затраченное на проезд участка между этими двумя камерами.
Но есть и “фишка”: если у водителя в “багаже” шесть и более штрафных баллов, при этом он превышает скорость больше чем на 20 км/ч, то к нему применяются максимальные штрафы (ч.9 ст.6.4). Есть о чем подумать “лихачам” и не только им, поскольку этот критерий применяется и к другим видам нарушений, перечисленных в указанной статье.
“Письма счастья” не только за превышение скорости?
В новой редакции ответственность за превышения скорости, “пойманные” камерами фотофиксации, “переехала” из статьи “Превышение скорости движения” в статью “Штраф”. Цитируем:
“Если нарушение скорости зафиксировано в автоматическом режиме, штраф налагается с применением его нижнего предела, предусмотренного за совершение соответствующего административного правонарушения, а в случае отсутствия нижнего предела материального наказания – 0,5 базовой величины”.
И тут важный момент – речь идет не только о превышении скорости, но и о других нарушениях, которые будут фиксироваться камерами. К примеру, управление автомобилем без допуска к участию в дорожном движении и другие.
Теперь посчитаем новый размер штрафов на примере превышения скорости. Водитель превысил скорость на 40 (и более) км/ч, что зафиксировала камера, работающая в автоматическом режиме. Обращаемся к ч.4 ст.19.12 “Превышение скорости движения” проекта кодекса – за подобное превышение предусмотрен штраф от 10 до 15 базовых величин. Это значит, что в “письме счастья” штраф будет наложен с применением нижнего предела – 10 базовых. Если бы подобное нарушение зафиксировал инспектор ГАИ, тогда штраф мог быть максимальным – 15 базовых.
В любом случае такое нарушение будет квалифицироваться как значительное, а значит, “копилка” водителя пополнится двумя штрафными баллами.
Выпил кефира – лишился “прав”?
Перейдем к ст.19.15 “Управление транспортным средством лицом, находящимся в состоянии опьянения, передача управление транспортным средством такому лицу либо отказ от прохождения проверки (освидетельствования)”. В ней тяжесть наказания зависит от количества употребленного спиртного.
Эта статья предусматривает: если этилового спирта в выдыхаемом воздухе содержится до 0,8 промилле – штраф 100 базовых и лишение “прав” на три года. Именно 100 базовых, а не от 50 до 100, как предусмотрено действующей редакцией.
Формулировка “до 0,8” нас откровенно смущает. Ведь 0,1 промилле алкоголя – это тоже “до 0,8”. Получается, что даже малейшая концентрация алкоголя влечет ответственность по этой очень непопулярной у водителей статье? Получить оперативное пояснение от правоохранителей, к сожалению, не удалось.
Вместе с тем в соответствии с Положением о порядке проведения освидетельствования физических лиц на предмет алкогольного опьянения (постановление Совмина №497) алкогольное опьянение определяется так:
“состояние алкогольного опьянения – наличие этилового спирта в крови или выдыхаемом воздухе в концентрации 0,3 и более промилле или наличие абсолютного этилового спирта в концентрации 150 и более микрограммов на один литр выдыхаемого воздуха”.
Может, законодатель предлагает исходить именно из медицинского значения термина “алкогольное опьянение” и отталкивается от показаний от 0,3 до 0,8 промилле?
Ну а при концентрации алкоголя выше 0,8 промилле или обнаружении признаков употребления наркотиков или иных веществ вообще предлагается штраф 200 базовых величин и лишение “прав” на 5 лет. Из этого следует, что “пьяная” статья ужесточена как по размеру штрафов, так и по длительности лишения водительского удостоверения. Жестко, но, может, именно такие меры избавят наши дороги от потенциальных “убийц” за рулем.
Есть и послабления
Изменения коснулись статьи за нарушение ПДД, повлекшее причинение потерпевшему легкого телесного повреждения, а также за оставление места ДТП (ст.19.16). Действующим КоАП за подобные нарушения предусмотрено лишение “прав” на срок до двух лет – в проекте данный срок сокращен до одного года, а штрафы остались прежними.
“Бесправников” ждет штраф от 5 до 20 базовых, при повторности – от 20 до 50 или административный арест, а также новое наказание – общественные работы. На благо общества, как говорится.
Снизились максимальные сроки лишения “прав” за невыполнение водителем неоднократных требований об остановке, которые привели к погоне (ч.3 ст.19.20). Трактовка действующего КоАП предусматривает лишение “прав” на срок до двух лет, а в проекте этот срок снижен до одного года при тех же размерах штрафов.
За нарушение правил остановки и стоянки (ст.19.21) начисление штрафных баллов не предусматривается, штрафы также не увеличились. Зато снижены штрафы за управление автомобилем без страховки (ст.19.19) – за это предлагается штрафовать от 1 до 3 базовых вместо нынешних от 3 до 5.
Погашение штрафных баллов
Штрафные баллы начисляются со дня вступления в силу постановления о наложении административного взыскания. Отмена постановления влечет автоматическую отмену начисленных за нарушение баллов. При этом штрафные баллы списываются либо по истечении одного года с момента их начисления, либо со дня вступления в силу постановления о наложении взыскания по ст.19.17. Например, водитель превысил лимит 10 баллов и лишился “прав” на шесть месяцев – баллы списываются.
Таким образом, проект КоАП в значительной степени направлен на ужесточение наказания именно за систематическое нарушение Правил дорожного движения. Ну а любителям “зеленого змия” придется подумать не один раз, стоит ли садится за руль при таких-то размерах штрафа и сроках лишения.
Что мы увидим в итоге после различных обсуждений и согласований, покажет время.