Транспорт есть, а нормы нет. Когда появятся правила для владельцев сегвеев, гироскутеров и моноколес?
Ещё недавно транспорт, который разгоняется до скорости автобуса, не требует бензина и занимает места немногим больше, чем детская коляска, можно было встретить разве что в книгах писателей-фантастов. Но в последние годы с такой «машиной» вполне реально столкнуться на улицах города. Сегвеи, электросамокаты, моноколеса – все они попадают под это описание. И хотя подобные устройства уже перестали быть диковинкой, правил дорожного движения для них пока нет. Где можно ездить на таком транспорте – по тротуарам или по велодорожкам? До какой скорости разрешено разгоняться? И нужен ли их «водителю» шлем? Вопросов пока больше, чем ответов.
На дорогу не выезжать, по магазину не кататься
Уже в три года Никита Качан из Минска гонял на двухколесном велосипеде. Затем освоил самокат, ролики, а в семь лет пересел на гироскутер: модный «агрегат» положил под елку Дед Мороз.
Никита ездит быстро и аккуратно. Как-то даже выгуливал, двигаясь на гироскутере, собаку. У сына с родителями есть договоренности: на проезжую часть не выезжать, выбирать места, где мало пешеходов, в магазине брать девайс в руки – перечисляет мама третьеклассника Дарья:
– Обычно Ник катается с приятелями по школьному стадиону или выбирает малолюдные скверы и парки. Гироскутеру нужно место для маневров, ведь в случае чего на нем быстро не затормозишь. Можно и на пешехода налететь, и себя покалечить.
Чисто теоретически мальчик вполне мог бы ездить на своем транспорте в школу – это быстро, весело, да и рюкзак тащить легче, рассуждает мама:
– Но я отпущу его не раньше, чем на минских улицах появятся отдельные дорожки для гироскутеров. Чтобы владельцы таких девайсов не мешали ни водителям, ни пешеходам, ни велосипедистам.
Уже не пешеход, ещё не велосипедист
Несмотря на всю прогрессивность, портативный транспорт не слишком хорошо вписывается в современную дорожную сетку. На проезжей части хозяин гироскутера, сегвея или электросамоката рискует попасть под колеса авто, а на тротуаре он представляет опасность для пешеходов.
Как же быть? Каждая страна решает проблему по-своему. Так, во многих европейских государствах портативный транспорт разделили на два класса в зависимости от того, какую скорость он развивает. Если до 5 км/ч – владелец приравнивается к пешеходу, если до 20 км/ч – к велосипедисту, автоматически получая право двигаться по велодорожкам. Сложнее всего с сегвеями: эти мощные устройства способны разгоняться до 45-50 км/ч. Неудивительно, что в Японии, Швейцарии, Нидерландах их вообще относят к категории мопедов. Причем со всеми вытекающими: хочешь «оседлать» сегвей – получи права, купи страховку.
В нашей стране свода правил, где можно ездить на таком транспорте, до какой скорости разрешено разгоняться, обязателен ли шлем, пока нет. Так что хозяевам гироскутеров, сегвеев и прочих моноколес пока приходится полагаться на свой здравый смысл, инструкцию к устройству или ЦУ администратора салона проката, если речь идет об аренде.
Коллапс отменяется
Олег Бессуднов как раз владеет такой точкой проката. У него есть и сегвеи, и гироскутеры, и электросамокаты. В управлении портативный транспорт – непростой, не скрывает Олег. И у каждого вида есть свои нюансы:
– Прежде чем отпустить клиента на прогулку, мы с сотрудниками обязательно проводим инструктаж: показываем, как держать равновесие, поворачивать, тормозить. Совладать с девайсом получается не у всех. Бывает, клиент оплатил часовую прогулку на сегвее, а через пять минут возвращается: «Спасибо, мне хватило!» Но это лучше, чем если бы он продолжал двигаться, рискуя получить травму.
Впрочем, хозяин салона проката не считает такой транспорт сверхаварийным – уверяет, что он не опаснее обычного велосипеда. Даже травмы те же: сбитые коленки, стесанные ладони.
– На моей памяти был только один случай, когда дама упала с найтбота – мини-сегвея, где рулевой столб зажимается коленями – и потеряла сознание. Но, как потом выяснилось, это никак не было связано с девайсом: ей просто стало плохо. На всякий случай не забываем предлагать клиентам шлемы. Но если не хотят, не настаиваем – это их выбор.
Что произойдет, если все массово пересядут на портативный транспорт? Не станут ли «водители» сегвеев сбивать пешеходов? Олег уверен – коллапса не будет:
– Сегвеи, найтботы, электросамокаты – это дорогие игрушки, причем не самые практичные. Так что массово пересаживаться на них никто не станет.
Есть что сказать? Напиши ГАИ
И хотя в нашей стране портативный транспорт уже есть, нормы для него пока нет. В ГАИ о существующей проблеме знают и уже думают над тем, как ее решить, успокаивает старший инспектор по особым поручениям управления ГАИ МВД Анна Банадык:
– В новую редакцию правил дорожного движения планируется внести изменения, которые будут касаться в том числе и средств персональной мобильности. Над этим вопросом уже работает экспертная группа. Если у читателей есть предложения на этот счет, будем рады выслушать.
КОМПЕТЕНТНО
Григорий Шевчук, врач общей практики:
– Портативный транспорт – это, конечно, удобно: теперь нужно еще меньше времени и усилий, чтобы куда-то добраться. Но с точки зрения здоровья гораздо лучше проехать пару километров на велосипеде или пройти две остановки пешком. Это намного полезнее, чем просто стоять на движущейся платформе.
В ТЕМУ
С недавних пор у входа в метро можно заметить наклейки с перечеркнутым гироскутером. Что стало причиной?
– Наклейки появились полгода назад после неприятного инцидента, – ответил на вопрос «Знаменки» главный инженер службы движения Минского метрополитена Георгий Ткач. – На станции «Кунцевщина» парень начал кататься на гироскутере по платформе и упал на пути. Повезло, что в этот момент не было поезда, и ему успели помочь выбраться. С тех пор как появились предупреждения, подобных случаев не было. Если в метро спускается подросток с гироскутером в руках, контролеры обязаны предупредить его, что перевозить такой транспорт можно, а вот кататься на нем – нет.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки на первоисточник.