Покупку машины в автохаусах, в отличие от авторынков, не воспринимают как приобретение «кота в мешке». Однако если кто-то считает, что на подобных площадках не продается что попало, то другие, напротив, уверены, что там работают по-принципу «какие машины сдают — такие и продают». Сергей из Мозыря поначалу думал, что покупка авто на типичной стоянке за забором куда более безопасная сделка, чем с рук у частного лица через объявление. Оказалось, напрасно так думал. Несмотря на то, что продавец автохауса отказал в осмотре на СТО, а сделка оформлялась по счет-справке соседнего магазина, да и с ошибками в придачу, мужчина чистосердечно ему поверил и очень сильно обжегся, едва не потратив последние деньги на автохлам.
В связи с пополнением в семье Сергей подыскивал вместительный автомобиль, мониторя объявления в интернете. Бюджет у него был ограничен до $2.000-2300. «Сперва рассматривал Renault Scenic — кажется, машина большая, но, посидев в салоне, выяснил, что там не так уж и много места, — рассказывает житель Мозыря. — Когда на глаза попался Fiat Multipla за почти 2000 долларов, иномарка мне сразу понравилась, внешне она выглядела аккуратно, без каких-либо видимых дефектов. Я обратил внимание, что продавец — автохаус, но меня это не то что не смутило, наоборот, — привлекло. Как я думал, комиссионный магазин проверяет автомобили и готовит их к продаже, в отличие от частников, которые могут пообещать, что машина не требует никаких вложений, а на самом деле обманут и все окажется проблематичным. Причем в объявлениях попадались Multipla за 1300-1500 у.е., но с целым букетом проблем, а тут минивэн стоил дороже и в объявлении красиво написано: “хорошее техническое и внешнее состояние”. Посчитал, что лучше переплатить, но взять “Фиат” в более-менее нормальном виде».
Естественно, мужчина созвонился с продавцом. Тот по телефону подтвердил, что автомобиль не требует серьезных вложений, мол, приезжайте и забирайте. В конце ноября Сергей прибыл из Мозыря в один из столичных автохаусов на Борисовском тракте, где его дожидался Fiat Multipla 1999 года выпуска с 1,6-литровым мотором, МКПП и в базовом оснащении. Но комплектация волновала Сергея меньше всего, куда более важно было то, чтобы машина была на ходу, проходила техосмотр и на ней можно было возить семью не боясь.
«По внешнему виду к машине не было никаких замечаний что по кузову, что по салону, — вспоминает Сергей. — Единственное, было проблематично подлезть под машину, чтобы оценить состояние днища, порогов, подвески. Продавец меня успокоил, мол, они не какие-нибудь перекупщики, а официальный магазин, автомобили здесь обслуживают, готовят к продаже, чтобы будущий покупатель мог спокойно поставить их на учет, пройти техосмотр и потом смело ездить. Я тогда подумал: “Ничего себе! Какая серьезная фирма”. Правда, проехав круг по парковке комиссионной площадки, я услышал сзади сильный стук. Продавец опять меня успокоил, сообщив, что это стучит сайлентблок, замена которого не стоит огромных денег».
Потом была еще одна попытка со стороны Сергея всё-таки съездить на СТО, но ее оставили без внимания, прикрывшись тем, что «серьезный автохаус никогда не обманывает». Оформление сделки тоже прошло не без странностей. Во-первых, сотрудник площадки не смог выписать счет-справку, сославшись на то, что якобы менеджер, который этим занимается, взял выходной, а поэтому предложил сходить в соседний вагончик-бытовку, чтобы счет-справку выписали там. Во-вторых, пока оформляли пакет документов, менеджер без умолку пел дифирамбы Fiat Multipla, как будто отвлекая внимание от формальностей сделки. «Как только я сел за руль, заметил, что в счет-справке занижена стоимость автомобиля, а также неверно указан мой адрес. В ответ менеджер автохауса поставил с обратной стороны печать и пояснил, что я смогу потом в ГАИ изменить и сумму, и, соответственно, адрес проживания», — комментирует Сергей, не зная на тот момент юридических тонкостей.
Поездка домой тоже была полна сюрпризов. Проехав метров 800, машина заглохла. Продавец по звонку прибыл достаточно оперативно и “прикурил” Multipla, чтобы тот смог благополучно добраться до Мозыря. Во второй раз, за 20 км от Осипович, машина снова встала колом. К счастью, его выручил водитель джипа, который подвез Сергея до города, где он приобрел новый аккумулятор. Ближе к ночи и уже без происшествий мужчина таки добрался до Мозыря, а на следующее утро решил поехать на СТО.
«Машина снова не завелась, — горько усмехается Сергей. — Взял у знакомого мультиметр, и прибор показал напряжение 9 Вольт. Выяснилось, что изначально проблема была не в разряженном АКБ, а в генераторе. В итоге докатили автомобиль до СТО, мастер осмотрел автомобиль и посоветовал распилить его на металлолом».
Помимо неисправного генератора и требующих замены рычагов в передней подвеске, диагностика выявила сквозную коррозию задней балки и ее крепления с правой стороны, а также лонжеронов кузова. Вердикт был неутешительный: автомобиль находится в технически неисправном состоянии и не может эксплуатироваться по дорогам общего пользования. Чтобы привести его в нормальное состояние, требуется вложить столько же, сколько стоил сам Fiat Multipla — не менее 2000 долларов.
«По чистой случайности нашел в бардачке квитанцию с СТО, где был указан номер телефона бывшего владельца машины. Созвонившись с ним, выслушал соболезнования и узнал, что она находилась в очень плачевном состоянии и была продана им в комиссионку за 1100 у.е. Вот и считайте, какой у них был навар, при том, что ее просто внешне подкрасили. В расстроенных чувствах позвонил продавцу, но тот пошел на попятную, мол, надо было смотреть машину на месте, а если хотите что-то решать, то делайте это через директора, — продолжает Сергей. — Тот, в свою очередь, предложил только один вариант: поставить авто на учет, снять с учета и привезти “Фиат” к ним на комиссию. Как продадут, так и вернут деньги. Естественно, ставить неисправный автомобиль на учет, то есть признавать его своим, я не собирался».
Долгая и эмоциональная дискуссия ни к чему не привела. После того, как Сергей предупредил, что будет жаловаться в СМИ, писать заявление в милицию, обращаться в прокуратуру, суд и так далее, с ним на связь вышел руководитель площадки. И тут началось самое интересное: оказывается, точно такой же Fiat Multipla в светло-зеленом перламутре продается в автохаусе, с работниками которого якобы общался Сергей, а тот, что он приобрел, ему подсунули “ипэшники”-мошенники.
«Как пояснил директор, там продается много машин, работает много людей. Получается, любой из них может продать автомобиль под видом конкретного автохауса, — сокрушается житель Мозыря. — Потом предложили написать гарантийное письмо и расписку, что вернут деньги до конца месяца и предложат взамен другой автомобиль, даже чуть дороже и себе в ущерб». В один из будних дней Сергей на буксире притащил «Фиат» в Минск, а заодно собирался привезти претензию в адрес автохауса и оставить запись в книге жалоб и предложений. Но до этих записей дело так и не дошло — руководство площадки «пошло навстречу».
По приезду Сергею предложили посмотреть бензиновый Renault Scenic, который были готовы уступить со скидкой в 500 у.е. «Честно говоря, у меня уже не было никакого доверия. Хотелось просто забрать свои деньги и уже потом выбирать автомобиль на холодную голову. Хотел уже было писать заявление, но директор неожиданно предложил вернуть всю сумму прямо сейчас, — делится новостями житель Мозыря. — На мой взгляд, после того, как я сказал, что буду обращаться в СМИ и во все инстанции, его решение кардинально изменилось. Мол, 2000 долларов — это не те деньги, из-за которых нужно ссориться и создавать проблемы. В итоге мы аннулировали с ним счет-справку, на этом и расстались. Единственное, о чем он попросил, — оставить оригинал заключения с СТО, которое передаст тем “проходимцам”, что будут продавать этот Fiat. К слову, он уже снова выставлен в интернете, но уже не за 1900, а 2100 долларов. Не исключено, что кто-то “везучий” купит его и тоже будет мучиться…»
Наученный горьким опытом, теперь Сергей планирует смотреть машины более внимательно и проверять их на СТО, чтобы понимать каких вложений они потребуют. И, само собой, он не собирается больше верить словам в объявлении про «идеальное» состояние. «Понятное дело, что я не рассчитываю на “идеал” в ценовом диапазоне до 2.000 долларов. Другое дело, если бы я заранее знал обо всех нюансах, мне было бы проще принимать решение о покупке», — резюмирует он.
Кстати, Fiat Multipla, о котором шла речь в статье, снова выставили на продажу в интернете. С припиской «отличное внешнее и техническое состояние». Позвонив по указанному в объявлении телефону, на том конце провода мужчина в ответ на вопрос про имеющиеся нюансы стал перечислять: «По двигателю — хорошо, по коробке — хорошо. Подвеска вроде бы заменена, но заднее правое колесо периодически на больших кочках пробивает. Внешне машина ровная и красивая. Нужны ли в нее какие-то вложения, я не знаю, мы же автомагазин. Внешний осмотр мы провели — она в хорошем состоянии». С одной стороны, продавец не ответил категорическим отказом, когда я спросила про проверку на сторонней СТО, мол, на месте с продавцом или директором этот нюанс обсуждаем, но и про все указанные выше проблемы тоже не сказал ни слова. Хотя на руках у директора остался оригинал заключения мастера, который якобы должны были передать продавцу…
По версии директора автохауса, с которым общался Сергей и которому мы тоже позвонили, на Борисовском тракте размещается множество автохаусов, и в одном из них житель Мозыря и приобрел тот Multipla. «Он купил ее не у нас — вот и все. Таких “Фиатов” — один в один аналогичного цвета, только колеса отличаются — там 3-4 автомобиля продавалось, — рассказал по телефону директор одной из площадок. — Я связался с ребятами, которые ему продали эту машину. В итоге они ее забрали и вернули деньги обратно. Ему просто пошли навстречу, расторгнув сделку, так как товар “бэушный” и возврату и обмену не подлежит согласно законодательству РБ. Машина ликвидная, цена адекватная, а то, что у нее сгнившее днище, так это есть у всех 20-летних Fiat. Мы всегда даем человеку право выбора — либо самому оценивать состояние, ознакомившись с актом проверки, либо съездить на СТО. Поэтому если бы Сергей купил эту машину у нас, то вернуть автомобиль было бы нереально. Но, повторюсь, он приобрел ее не у нас, а у “ипэшника”».
По телефону директор пообещал, что вышлет нам контакты того самого “ипэшника”, у которого житель Мозыря приобрел Multipla, но так и не сбросил. По мнению адвоката, кандидата юридических наук Улаховича Ильи, некие проблемы с документацией либо с техническим осмотром должны вызывать опасения у потенциального покупателя. «Что касается самой ситуации, то исходя из данных, предоставленных покупателем, можно сделать вывод о наличии обмана. Был ли обман и был ли он уголовно-правового характера или гражданско-правового характера, можно выяснить, так сказать, только опытным путём. Все зависит от наличия той или иной доказательной базы.
В данном случае продавец вернул деньги. Должен ли он был их возвратить? Думаю, да. Так как продавец обязан предоставлять техническую карту, чего, как я понимаю, сделано не было. К счастью для покупателя, да и продавца, был найден компромисс, что является оптимальным способом разрешения конфликта. В то же время хочется напомнить потенциальным покупателям, что не нужно подписывать бумаги, как в данном случае, с ложными цифрами. Ведь возвращаться будет та сумма, которая прописана в договоре, счёт-справке», — прокомментировал юрист.