Вместе с Максимом в преддверии мотосезона мы вспомним юность с советскими мотоциклами, послушаем его рассказ о байкерах США и Беларуси и узнаем, почему мотоциклы могут быть не просто хобби. Публикуем его рассказ полностью.
Максим – байкер из Гомеля с 20-летним стажем. Начинал с путешествий на старых советских мотоциклах, потом попал в США, пересел на американские байки и пересадил на них всех своих друзей.
Чтобы доехать до Крыма, охлаждал цилиндры водой из жигулевского бачка стеклоомывателя
“Получил заветную категорию “А” еще в 16 лет, а до получения “прав” ездил на мопедах “Дельта” и “Рига”. Можно сказать, с мопедов все и началось. Ведь после велосипеда это восторг: ты едешь на двух колесах, при этом тебе не нужно крутить педали. Но получил “права”, продал мопед “Дельта” и купил старый “Восход” 1989 года выпуска. Понятно, что он больше чинился, чем ездил. Но это тоже моменты восторга, когда мотоцикл сам тебя куда-то везет. Особенно после твоих стараний с гаечными ключами. Здесь же получил и первые навыки по ремонту техники. С тех пор и начал ездить.
Был это 2002 год. Мне 18 лет, денег после продажи “Восхода” хватало только на “Яву”, ее и купил. Причем разобранную, в мешках. “360-я”, 6-вольтовая, но я ее перевел на 12 вольт. Принес эти мешки в подвал. Там же очищал и отмывал детали, что-то отдавал на покраску, а сама сборка происходила в квартире. Мне очень хотелось собрать мотоцикл и поехать в большое путешествие! Полностью собрал, откапиталил мотор. Сели с друзьями и поехали в Крым.
Приключения начались сразу же. Через 15 километров начали подклинивать поршни. Мотор же откапиталенный, “тугой”. Останавливались, охлаждали, ехали дальше. Чтобы решить проблему, я вешал на дугу бачок стеклоомывателя от “жигулей”. Кнопку вывел на руль, трубочку – перед цилиндрами. И при нажатии вода разбрызгивалась на цилиндры. Такое вот “жидкостное” охлаждение. Но в итоге мотор обкатался, проблема ушла. Мы три года подряд каждое лето ездили в Крым с друзьями на мотоциклах. Полуостров изъездили вдоль и поперек.
Поломок и приключений была уйма, ведь путь для старого чехословацкого мотоцикла неблизкий – 1300 километров в одну сторону. Было и такое, что разбивало поршневую, возвращался на одном цилиндре. Или обрезало вилку на передаче, приходилось весь путь ехать на третьей или четвертой скорости. В общем, техника времен СССР, даже чехословацкая “Ява”, оставляла желать лучшего. Самый успешный перегон по времени занял лишь сутки. Самый неудачный – трое суток возвращались домой из-за дождей. “Ява” нормально едет 100-110 километров в час, с такой скоростью до Крыма можно доехать легко. Несмотря на все поломки, на риск, на приключения и усталость, это такой восторг, который мне сложно передать словами. А поломки только добавляли “изюминку” в приключениях. Если ты хотя бы просто доехал, то уже совершил подвиг.
Четыре колеса возят тело, а два – душу
В годы моей мотоциклетной юности японских мотоциклов было мало. Многие ездили на старой советской технике. Или на самоделках: ставили моторы от “запорожца”, переделывали “Уралы” в чопперы и так далее. В общем, крутились как могли. Но байкерское движение уже тогда начало формироваться. Еще в те годы я вступил в первый белорусский клуб Iron Brothers. Сам я из Светлогорска. Помню, в “нулевые” там начали появляться первые “иномарки”, и в основном это были спортбайки. Так, у моего друга появился Suzuki GSX-R 400. Я на нем проехал и понял, что надо переходить на что-то новое. После советской мототехники это просто небо и земля.
Спустя некоторое время и у меня появился японский спортбайк – Honda VTR 1000 SP-1. Мне было 22 года. Конечно же, молодому парню после “Явы” нужен исключительно “литр-спорт”. Он был из Европы, аварийный, я его сам восстанавливал. Была погнута вилка, разбиты фары, поломан пластик. Вы можете представить, каково это – пересесть с “совкоцикла” на японский литровый байк? Такое ощущение, что с “жигулей” сразу на космический корабль. Который не ломается, но при этом разгоняется как спортивный снаряд. Разгон до “сотни” занимал меньше трех секунд!
Я честно скажу: мне было страшно идти за ним в гараж. Это опасный мотоцикл. Но садишься, понимаешь, что все контролируешь, – и страх уходит. Есть понимание, что надо делать, а что не надо. За счет этого отъездил все это время безаварийно. Были мелкие падения, поцарапанные колени и пластик, но серьезных ДТП, сломанных рук и ног у меня никогда не было. Поэтому я и говорю: не надо бояться. Говорят ведь, что четыре колеса возят тело, а два – душу. Для меня быть мотоциклистом – это быть свободным. И свобода стоит этого риска. Который можно свести к минимуму, если ездить с головой. Я намотал десятки тысяч километров – и ничего.
Американские байкеры от белорусских не особенно отличаются, но ездят на более свежей и качественной технике
А потом так получилось, что в 2014 году я первый раз полетел в Америку и решил попутешествовать там на мотоцикле. Купил в объявлениях Honda VTX1300. Да-да, со спортбайка пересел на круизер. А что вы хотели? Я как-то съездил на спортбайке в Черкассы на слет. После таких “прохватов” отваливается пятая точка, болит спина, шея и руки. Как будто взял лопату и целое поле перекопал. В общем, на спортбайке далеко не уедешь, поэтому купил круизер с ветровиком, кофрами и спинкой для заднего пассажира, чтобы жене было удобнее.
Купил этот мотоцикл за 1200 долларов с небольшими повреждениями. Сам же их и устранил. Наездил по США в тот год около 8000 километров, объехал в основном южную часть – Калифорнию, Аризону, Нью-Мексико и Техас. А на обратном пути побывали в Юте и Неваде. Посетили Гранд-Каньон, ездили по матери американских дорог Route 66. Это было первое путешествие по США, которое очень впечатлило. Поэтому возвращался в эту страну не раз. Путешествовал и на мото, и на авто.
Разница между белорусскими и американскими байкерами небольшая. В основном это мотопарк. У нас мотоциклисты ездят на старье из Европы. Не все, конечно, но очень много старой техники. У них же более свежие и качественные мотоциклы. Причем иногда по цене нашего старья на внутреннем рынке!
А люди – да, хорошие. И у нас, и у них. Тоже все здороваются друг с другом на дороге, поднимают руку в приветствии. Встречали часто пенсионеров, они на “харлеях” путешествуют. Там также много клубов, плюс больше мототехники, которая для них еще более доступна. У нас средняя зарплата около 500 долларов, нужно полгода собирать на этот мотоцикл. У них можно взять байк с того же аукциона за недельный заработок! У них стать мотоциклистом проще.