«Белка» вызвала гомельчанина-байкера Николая Потапенко на честный разговор о прошлом (праздной жизни, любви и семейных ценностях), будущем (пенсии, внуках и котах) и настоящем (90 км/ч, амулетах на счастье и суровом выражении лица). Задаем вопросы и пытаемся представить натуру лидера «Железных братьев» как коктейль. Спойлер: коктейль получился безалкогольным. И даже молочным.
Встречаемся с Николаем в нашей редакции. Скромный стук в дверь и робкий взгляд в щёлочку дверного проёма. Одетый в пятикилограммовую кожаную жилетку с бесконечными металлическими заклёпками и военторговские бежевые берцы байкер не такой уж брутал в поведении, каким может показаться с первого взгляда.
– Можно кофе? – спрашивает он меня.
– Кофе? Я думала, ты водочки попросишь, – шучу.
Мы знакомы с Николаем недавно, около года: я узнала про него из рассказов коллег и социальных сетей, а после встретилась с байкером как с героем проекта “Толк-площадка”, где берут интервью в присутствии зрителей у известных в городе и за пределами людей. Коля показался брутальным, но с тонкой душевной организацией. Пообщавшись немного в интернете, мы почти сразу перешли на “ты”.
– Нет, я не выпиваю крепкие напитки уже много лет. Так что кофе и ложку сахара.
У меня в блокноте десяток вопросов. И у нас есть час.
Содержание:
- О благотворительности, энергетическом вампиризме и защите от злых языков.
- О возрасте, развлечениях и осознанном байкерстве
- О холостяцкой жизни, семейных ценностях и злом выражении лица
- О путешествиях, лишнем весе и должности, записанной в трудовой
- И ещё небольшой блиц (например, собаки или кошки?)
Мята с молоком – перво-наперво добавим праздника и доброты
2002 год. «Железные братья» появились в Гомеле и сразу начали развлекать публику: открывали/закрывали сезон, участвовали в автовыставках, госпраздниках, акциях, митингах…
В: Тебе когда-нибудь хотелось делать что-то с большим смыслом?
К: Да. Я всегда об этом думал. Один минский товарищ пригласил в Речицкий дом-интернат за компанию с певцом Дядей Ваней. Я посмотрел на счастливые лица детей, через год приехал к ним, чтобы просто покатать на байке… Так и началась новая жизнь братьев. Клуб стал делать праздники без случая, устраивать фотосессии. Ведь когда какие-то музыканты играют для какой-то публики в поддержку каких-то детей, которым перечисляют, а может и не перечисляют…
Коля хмурит брови.
… вырученные с продажи билетов средства – это не благотворительность. Благотворительность – когда ты знаешь имя ребёнка, его историю, оставляешь ему сердце и разделяешь с ним воспоминания. Ещё мы ездим в дома-интернаты в Васильевке и Дуяновке, Речице, соцпедцентры в Хальче, Носовичах, Буда-Кошелёво… Сейчас «Железные братья» фактически живут благотворительностью.
В: Если бы сама не видела фото- и видеоотчётов, то в жизни бы не поверила, что “Железные братья” и дети могут быть как-то связаны. Это как в мультике или фильме ужасов, где за маленьким ребёнком приходит большой и страшный серый волк…
К: Это только внешнее. Дети нас воспринимают как персонажей, героев. Называют меня “зайцем”. У них на всё своя реакция – нужно учиться восторгаться любому даже не самому грандиозному событию.
В: Ваш клуб обзывают в соцсетях самопиарщиками и хвастунами, когда рассказываете о помощи детям. Как к этому относятся «Железные братья?
Вопрос неприятен Коле. Он слегка меняется в лице, меняет позу в кресле, размешивает сахар в своей чашке с кофе. На секунду мне кажется, что наш разговор окончен. Но, собравшись с мыслями, байкер продолжает беседу размеренно и спокойно:
К: Злые языки считают, что на рассказах о помощи детям с тяжёлыми заболеваниями мы делаем рекламу. Но как же не рассказывать о благотворительных встречах, когда это самый лёгкий способ найти партнёров и сделать больше добрых дел? Ты и представить не можешь, сколько единомышленников мы нашли благодаря новостям в соцсетях!
В: Не могу.
К: Когда нам нужны были зимние вещи для одного из интернатов, мы не просто бросили клич, а для начала рассказали, что уже сделали для воспитанников этого заведения, показали подписчикам их истории. И только потом написали, что им на зиму не хватает тёплой одежды. Нашлось много помощников, которые отдали фактически новые вещи, мы получили даже больше, чем ожидали. Бывают и случаи, когда просмотрев наши посты, люди предлагают новые варианты развлекательных программ для детей и престарелых, рассказывают, чем конкретно они могут помочь. Поэтому писать в Интернете и СМИ о своей благотворительности нужно. Чтобы приумножать её объёмы, а не хвастаться перед кем-то.
В: Вот почему «братья» возят в интернаты подарки на микроавтобусе!
К: Шутница. Но да, машина припаркована в гараже “для особых случаев”.
Ягодки без косточек – убираем лишнее и оставляем самый сок
В: Кроме детских домов, байкеры ездят в дома престарелых. Дай угадаю: когда там побываешь, о старости говорить не хочется?
К: Всегда непросто смотреть старикам в глаза. Это очень тяжёлая публика: пожилые люди в конце жизни фактически брошены на произвол судьбы, живут в государственных стенах, в давящей обстановке. Становится радостно, когда “братья” и те, кто поддерживает наши инициативы – больничные клоуны, музыканты и аниматоры – могут развеселить таких людей. Старики видят выступления и будто оживают.
В: Тебе в этом году 43?
К: Да, и я научился не чувствовать свой возраст. По-прежнему оболтус, пацан, разгильдяй и прочее. Делаю, что мне хочется: играю в компьютерные игры, наслаждаюсь жизнью и просто балдею от каждого нового дня!
В: Резюме: 43 года. Геймер. А шлем компьютерный есть?
К: Дома есть и приставка, и виртуальный шлем, много компьютерных игр.
В: Начинать думать, что игры – это главное в твоей жизни?
К: Нет. Скорее, это способ отвлечься от всего.
Беседуем с Колей у окна, и во время разговора ветер случайно сдувает на пол листок с моим планом на день. Байкер бросается поднимать эти “записки сумасшедшей”. Он ещё и джентельмен, думаю про себя, а вслух просто благодарю.
Тем временем, в чашках заканчивается кофе, а в блокноте начинаются самые важные вопросы, потому что о ценностях, переживаниях и личной жизни. Чувствую себя подростком на первом свидании, стесняющимся спросить о дружбе, детях и разводе, поэтому начинаю издалека…
В: Ваш клуб – это семья. Насколько сильно вы близки с ребятами? Встречаетесь ли вне клубных дел? Всегда думала, что мотоцикл – это просто про «покатушки».
К: Возможно, молодёжь покупает байк, чтобы поездить от бара к бару, от заправки к заправке. И что? Надоедает, в этом нет никакого смысла. Ну покатается он сезон, второй… Надоест. В клуб приходят взрослые сознательные люди, пережившие семейный быт, купившие хороший мотоцикл, покатавшиеся на нём просто так и захотевшие большего. Байкеры – это настоящее братство. Автомобилисты редко приветствуют друг друга, мотоциклисты – всегда. Мы сигналим и машем на дороге, без вопросов остановимся на обочине, если видим, что нужна помощь.
В: А как ты пришёл к осознанному байкерству?
К: В 1993 году ещё пацаном впервые сел на «Яву». Погонял – понравилось (У Коли загорелись глаза). Но мотоцикл часто ломался. Потом университет – первая занятость – работа в милиции. Позже познакомился с одним таксистом, тот долго уговаривал меня купить советскую груду металла под названием «Днепр» и сделать из него что-то похожее на американский чопер. Я не воспринимал его слова серьёзно, для меня «Днепр» был дедовским транспортом. И всё-таки решился. Купил, отцепил коляску, поколдовал – даже что-то неплохое получилось. Тогда же познакомился с первыми гомельским клубом «Бомбардиры». Правда они быстро переоформились в филиал московских «Ночных волков», а я к тому времени начал работать в милиции. Наши пути разошлись.
В: Ого, какие подробности… Вот она, третья ипостась оборотня! Знала, что где-то есть подвох! И ты смог совместить несовместимое?
К: Поддержку нашёл у подполковника милиции из Минска, который возглавлял в Минске «Железных братьев», и с того времени открыл филиал в Гомеле. Потом ушёл из органов, но сохранил братство. Сейчас мы разрослись до огромных размеров, «братья» – самый мощный клуб области. Среди наших филиалов – Буда-Кошелёво, Речица, Светлогорск, Лоев, Жлобин. В них числится около 60 человек, такая мини-армия.
Выходим с Колей на улицу, чтобы оценить его байк, сделать фотки. Замечаю, что задняя панель полностью увешана маленькими плюшевыми игрушками. Интересуюсь, что это такое.
К: Да с одной стороны обычное баловство, а с другой, игрушка для байкера – талисман. Мои заяц Семён и кот Матроскин в окружении кучи мягких смайликов показывают, что мотоциклисты – взрослые дети. И у меня в душе тоже живёт ребёнок. Вот тебе баланс между брутальностью и детством.
Осталось добавить зонтик и трубочку
В: В своём инстаграме ты стал появляться с битой в руках. На городских праздниках тоже видела тебя с Люсиль (имя биты — прим. авт.). Что за история?
К: В конце шестого сезона сериала «Ходячие мертвецы» появился злодей по имени Ниган, он всюду ходил с бейсбольной битой, обкрученной колючей проволокой. Биту назвал в честь съеденной мертвецами жены – Люсиль, убивал ей хороших персонажей. Позже создатели сериала начали продавать пластиковую копию Люсиль, решил заказать. Теперь бита сопровождает меня в поездках и на мероприятиях.
В: Зачем тебе это, ты же добряк?!
К: Мне нравится так всех злить и троллить. Но в какой-то момент люди и правда начали слишком серьёзно это воспринимать. В инстаграме же появилась целая рубрика, теперь подписываю фото так: «Я с Люсиль в лучах заходящего солнца», «Сводил Люсиль на выставку», «Познакомил Люсиль с лидером группы ТТ’34». Прикинь, человек я и так из ряда вон выходящий, а тут ещё биту окровавленную с собой такскаю… Поэтому пришлось пост в соцсетях написать, успокоить друзей: «это лишь моя воображаемая пара, отсылка к отношениям между мужчиной и женщиной». В шутку, конечно же, не более.
В: Бывшие коллеги из милиции чаще звонить не стали после такого? Шучу. Кстати, тебя часто узнают на улице?
К: Да нет, я же не шоумен. Попробуйте вырвать меня из толпы: у меня же злостное выражение лица! Это такая внутренняя защита.
В: В шлеме зайца не кажешься злостным, а даже наоборот…
К: Впервые шлем с заячьими ушами я увидел на мотофестивале в Жлобине. Знакомый байкер из Добруша приехал с девушкой, которой на день рождения как раз и подарил такой милый атрибут, сделанный вручную. Я мгновенно забрал у девушки шлем покататься, провёл в нём весь фестиваль, и как-то забыл про этот случай. Позже всё-таки попросил у того парня сделать второй шлем для меня.
Сахар тоже добавим – как жить мечтателю без сладкого?
В: Говоришь, по Беларуси много катаешься. Есть места, куда постоянно возвращаешься?
К: Любимое место – Новогрудский замок, отдыхаю там душой, люблю сидеть на берегу озера Свитязь. Моя мама из Новогрудка, наверное, поэтому так тянет в эти живописные места. Люблю возвращаться туда, регулярно езжу.
В: А вот видела фотографии из Петербурга – там ты выглядишь счастливым. Понравился город?
К: Весной 2019 года впервые попал в Санкт-Петербург. До этого ездил путешествовать только по Беларуси, по мелочи. В Питере каждый дом, двор – уже произведение искусства, ходил по городу с широко открытыми глазами, боялся что-то пропустить. Никаких экскурсий – гулял по улицам и впитывал энергетику, наслаждался каждой минутой.
В: И что тебя там так тронуло?
К: Люди очень простые, приветливые. Совершенно случайно встретил на улице актёра Юрия Тарасова. Абсолютно не зазнавшийся и не высокомерный человек. Поговорили, о Беларуси, он вспомнил про поездки в нашу страну. Незабываемые впечатления! Инспекторы ГАИ тоже порадовали – дружелюбные. Не наглеешь на дороге, не нарушаешь – тогда тебя не тронут. Постоянно в путешествии вспоминал фильм «Приключения итальянцев в России». Сравнивал места: где были герои кино, и где побывал я сам. Ходили с ними по одним улицам, видели одни скульптуры! Обидно, что не заметил спуск на набережную Невы, откуда Миронов выплывал. Проезжали рядом, но подсказать было некому.
Посыпаем корицей – для пряности и аромата
Завершаем разговор небольшим блицем о простых и одновременно сложных вещах.
– Собаки или кошки?
– До развода в семье жили пять котов, очень их люблю до сих пор. Мне нравится обниматься с ними по утрам! Больше других в душу запала кошка Люська. Нашёл её на улице котёнком, она как-то выделялась из других «колхозанов», была интеллигентной, умной. Полосатая, стройная – как в рекламе «Вискаса», красавица! Собака – дело более ответственное. Она как человек, ребёнок. Кошкам корма дал, туалет поставил, а с остальным они сами разберутся.
– А сейчас есть кто-то?
– Сейчас живу один, поэтому не завожу домашних животных – их часто придётся оставлять в одиночестве, а мне жалко.
– Какую музыку слушаешь?
– Разную, но больше белорусские и российские рОковые вещи. «Нейро Дюбель», «Ляпис», «Дай дорогу!», «Би-2». Люблю Rammstein. Хотя иногда цепляет и попса – «Синяя птица», Юрий Антонов. Это что-то из юности, вспоминаю те времена с ностальгией, когда не было злобы, было тепло и по-доброму всё как-то. Это тоска по прошлому. Солнечно, светло, душевно всё. Не было жажды наживы и прочего.
– Что выбираешь из кино?
– Обычно смотрю боевики, триллеры, ужастики, сериалы интересные. Но точно не мелодрамы! Когда работаешь охранником, у тебя есть «отсыпные», можно многое успеть посмотреть.
– Какую роль для тебя играют деньги?
– Не принципиально, сколько в кошельке сейчас денег. Важно только, если для мотоцикла или для клуба что-то надо купить. Тяжело, конечно, когда их совсем нет. Единственное, на что я бы немного накопил – это путешествия. А просто так копить и складывать – какой смысл? Ты же никуда их не заберёшь. Особняки, коттеджи, какие-то глупые развлечения – это не по мне.
Последний вопрос из своего блокнота я задавать долго не решалась.
– Что для тебя любовь?
– Понятие любовь – многогранное. Что значит любовь к неодушевлённому предмету или к человеку? Можно любить мотоцикл как мотоцикл, а любимую девушку – как любимую девушку. Я творческий чувак, и поэтому подвержен романтическим настроениям. Но с любовью тяжко в моём случае. Особенно сложно говорить об этом, когда за плечами длительный развод. Но любовь точно всегда есть, она витает где-то в воздухе.
Могу раскрыть небольшой секрет: уже полгода у меня новые отношения, и я счастлив!